Ганцевичский район, который расположен среди полесских болот и лесов, всегда славился своими самобытными умельцами. Как они передают свои опыт и знания молодёжи?
Народный мастер Ульяна Винник
В тренде тканые рушники
В декабре нынешнего года районный Дом ремесел отметит 25-летие со дня создания. Все это время учреждение предоставляет хорошие возможности для развития творческих способностей жителей района самого разного возраста: от детворы до пенсионеров. Сегодня здесь работает пять объединений, в которых занимается более шести десятков участников, в том числе более 20 детей. Кроме того, организационную и методическую работу с умельцами района ведёт народный клуб мастеров народного творчества «Багач».
Творчество местных талантов давно получило заслуженное признание как со стороны жюри, так и обычных ценителей самобытности. В качестве одного из примеров директор отмечает тот факт, что на минувшем ХХХІ Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» Ганцевичский районный Дом ремесел в различных тематических конкурсах получил несколько дипломов І степени.
— Было очень приятно, что работам наших мастеров дана самая высокая оценка, — говорит директор Дома ремесел Алла Занько. — На проходившей в рамках фестиваля ярмарке большой популярностью пользовались изготовленные в городе Ганцевичи мужские рубашки, женские и детские платья, самобытные сумки, тканые рушники и половики, которые с удовольствием раскупались участниками и гостями «Славянского базара».
Атрибуты свадеб
Среди тканых изделий, представленных в Витебске, были и работы Ульяны Винник. Натуральные льняные рушники и одежда, которые 77-летняя мастерица ткет на старинном станке у себя дома в деревне Борки, по сути, — являются настоящими художественными шедеврами и представлены в ряде музеев и частных коллекций.
— Первые уроки ткачества я брала у своей мамы Анны Семеновны ещё в шестилетнем возрасте, а в 12 лет уже сама ткала за «кроснамі», — рассказывает Ульяна Винник. — В те времена на селе это было обычное занятие, поэтому когда 17-летней девушкой я вышла замуж в соседнюю деревню Борки, ткать продолжила на «кроснах» своей свекрови. Тогда, в 1960-е годы, у нас ткали в основном рушники, покрывала и другие украшавшие скромный крестьянский быт вещи. При этом особой популярностью пользовались рушники с орнаментом — обязательным атрибутом всех свадеб. Как сейчас помню, что за такой рушник давали два-три рубля.
Впрочем, мастерство девушки высоко оценили не только односельчане, но и специалисты. По воспоминаниям Ульяны Петровны, в 1966 году её муж Александр Демьянович, который был культработником, однажды отправил ее рушники на выставку в Брест. Вскоре от организаторов пришел ответ, что они хотят приобрести их для постоянной экспозиции. И вот уже много десятилетий эти и другие работы мастерицы хранятся в Бресте в областном краеведческом музее и музее народного творчества при областном общественно-культурном центре.
— Сейчас людям очень нравятся натуральные вещи, которые сделаны по давним технологиям, — говорит Ульяна Винник. — И это хорошо. Ведь было время, когда домотканые рушники и одежда считались «деревенщиной», от которой надо избавляться. А это, на мой взгляд, то же самое, что отрекаться от памяти о предках, да и от самого себя. Поэтому надо стараться, чтобы наши народные промыслы и ремёсла не исчезли с уходом старых мастеров, а перешли к молодому поколению. Я когда-то научила ткать своих дочерей, а сейчас передаю профессиональные секреты своим внучкам — Даше, Кате и Варе. И глядя на то, с каким увлечением они осваивают его, уверена, что они обязательно когда-то продолжат моё дело.
Алла Занько, директор Ганцевичского Дома ремесел: — Перед нашим учреждением стоит важная задача не только сохранить традиционные ремесла, но и найти им место в современном мире. Мы стремимся помочь умельцам проявить себя в творческом плане, в том числе обеспечиваем их участие в различных тематических мероприятиях районного, областного, республиканского и международного уровня.
|