Чацвер, 15.11.2018, 18:10

Каталог артыкулаў

Галоўная » Публікацыі » Іншае

Обнаруженные сведения об отце академика Евфимия Феодоровича Карского (часть первая)
В Анкетном листке 1925 года на вопрос о родителях ответ академика Евфимия Феодоровича Карского крайне лаконичен: "Родители давно умерли. Отец был сельским учителем".

Фамилия отца – довольно распространенная в славянских землях: Новицкий. Отчество его неизвестно. Неизвестно также, откуда он родом и когда точно родился.

Следует заметить, до сих пор в литературе, посвященной жизни и научной деятельности академика Е.Ф.Карского, вообще не было представлено достоверных, документально подтвержденных сведений о его отце. И в семейном архиве не имелось никаких документальных зацепок. Проведя несколько недель в Газетном и Журнальном отделах РНБ в Санкт-Петербурге, мне удалось обнаружить немало любопытных фактов, позволяющих составить представление о личности Феодора Новицкого.

«Литовские Епархиальные Ведомости» (№23 от 15 декабря 1889 года): "Из летописи Лашанской церкви". Повезло, конечно! За все время издания "Ведомостей" – это первый опыт подобной публикации. И надо же – именно то, что нужно!

"О состоянии приходской Свято-Николаевской церкви в селе Лаше и о религиозно-нравственном состоянии прихода этой церкви", – так сказано во вступлении к летописи, которую священник Григорий Парчевский начал вести с 1858 года. И сразу же в глаза бросается:

«...2. В 1859 г. дьячок сей церкви Феодор Новицкий пожертвовал в Лашанскую церковь гробницу, обложен плисом на 12 р...»

Более в летописи нет упоминаний о Феодоре Новицком, но и одна эта запись – уже ценна, поскольку несет много полезной информации. Дьячки тогда получали годового жалованья 60 рублей, то есть 5 рублей в месяц. Таким образом пожертвование гробницы (или. иначе говоря раки) за 12 рублей выглядит довольно весомым. И вызвано оно, несомненно тем, что Феодор только что получил это место. По негласным правилам той эпохи он обязан был не поскупиться и сделать пожертвование – за свой счет приобрести для церкви то чего ей в убранстве недоставало.

Итак. Феодор Новицкий стал дьячком Лашанской церкви в 1859 году. Как я покажу в дальнейшем, по-видимому, в январе.

Справка «gants-gegion»
nullд. Лаша
Гроденский район
церковь Святого Николая


Церковь размещена в центре деревни. Построена в 1862 году из дерева на бутовом цоколе бывшего храма. Обнесена бутовой оградой с двухъярусными воротами-колокольней без определённой архитектурно-стилевой трактовки. До средины 19 в. античная классика в православном церковном строительстве уступила место ретроспективно-русскому стилю, поэтому от начального проекта здания составленного поветовым землемером Станкевичем в июне 1853 года в стиле классицизма, колонным портиком и строгим ритмом проёмов, осталось только его пространственная основа: прямоугольный в плане объём, накрытый 2-скатной крышей с вальмой над алтарной частью, которая завершена шлемоподобной головкой. Портик, который планировался со стороны главного фасада, заменён почти квадратной в плане 2-ярусной колокольней, завершённой 4-гранным шатром с лукоподобной головкой. Сохранились отдельные компоненты классицизма: высокие прямоугольные оконные проёмы, декорированные фигурными сандриками, углы, украшенные имитированными пилястрами, орнаментальная резьба в декоре фронтона. В интерьере деревянных колон делят объём храма на 3 плоскоперекрытые нефы, центральный из которых протянут в однопрестольную алтарную часть, ограждённую от молитвенного зала иконостасом. Хоры отделены балюстрадой.
_________

Откуда же он взялся? И каким было его образование?

К счастью, и это удалось установить. В 1891 году судьба забросила Феодора Новицкого, ставшего к тому времени уже дьяконом, в болота Пинского уезда Минской губернии, в местечко Городня. В приходе при церкви была школа. Вот что говорится в "Отчете о состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Минской епархии за 1891/2 учебный год".

«…2. Диаконы состояли учителями в следующих 5-ти приходах Пинского уезда. Городнянском – Новицкий. Диакон Фёдор Новицкий получил образование в монастыре».

Итак, очевидно Феодор Новицкий был сиротой, потому воспитывался в монастыре. Не обучался он ни в Духовном училище, ни в Семинарии, а сделался дьяконом, что само по себе уже редкость. Но затем его и в священники рукоположат. Это показывает, насколько он был одаренным от природы, и какой высокий уровень знаний могли дать в тогдашних монастырях. А главное, как представляется из собранных сведений, был у него один талант – он любил церковное пение и умело обучал ему детей.

Из монастыря он вышел совсем молодым, лет шестнадцати. Как получилось, что он оказался в Лашанском приходе – неизвестно.

Очевидно, к 1859 году относится и знакомство Феодора Новицкого с его будущей супругой, жившей тогда в Лаше в большой причетнической семье Карских. Возникла любовь – стихийная, безрассудная, искренняя. И становится понятно, почему первенец, Евфимий, родился до брака. Видимо, брак не смогли заключить по той простой причине, что до рождения сына Фёдор не достиг еще 18 лет – принятого для большинства губерний Российской Империи брачного возраста. Потому-то в метрическую книгу в Лашанской церкви новорожденного 20 декабря 1860 года Евфимия записали под фамилией матери.

Оформили свой брак родители, видимо уже в 1861 году. К сожалению, свидетельство о браке не сохранилось, но точно известно, что Евфимий Феодорович предоставил его наряду с другими документами при поступлении в Нежинский Историко-филологический Институт князя Безбородко.

О главе семьи Феодоре Новицком, есть одно любопытное упоминание в брошюре В.И.Борковского «Академик Е.Ф.Карский (1861-1931)». В самом начале биографического повествования читаем: «Отец мечтатель по своему характеру». Конечно В.И. Борковский, верный ученик и зять академика Карского, мог так написать о давно умершем, неизвестном ему человеке либо со слов самого Евфимия Феодоровича, либо со слов супруги Натальи Евфимовны, которая, видимо, кое-что знала из семейных преданий.

В «Формулярном списке о службе» ректора, ординарного профессора Императорского Варшавского университета, Действительного Статского Советника Евфимия Феодоровича Карского, составленном в канцелярии Попечителя Варшавского Учебного Округа в июне 1907 года в графе II – Из какого звания происходит – указано: Из духовного звания.

Теперь, после обнаружения летописи Лашанской церкви в «Литовских Епархиальных Ведомостях» и других сведений из «Минских Епархиальных Ведомостей» конца XIX – начала XX века, такой ответ не кажется неожиданным. Вообще, как выяснилось, в 1901 году Феодор Новицкий ещё здравствовал и числился заштатным священником. Однако нет никакого противоречия с утверждением, что отец учёного был сельским учителем. Получается так: поначалу Феодор Новицкий служил дьячком в Лашанской церкви, затем несколько лет был наставником – сперва, видимо, в приходской школе, а потом, с 1863 года, и в начальном народном училище. Возможно, при этом он не оставлял места церковного причетника.

Церковно-приходская школа в Лаше появилась в 1860-м году. В «Ведомости о церковно-приходских школах в Литовской епархии, по 1-е Апреля 1863 г.» значится: «По Гродненской губернии. По Гродненскому уезду. 13). В селе Лаше». Далее в таблице указано число учащихся «м – 7, ж – нет». В графе «Когда и кем открыта» читаем: «в 1860 г. Св. Григорий Парчевский. В д. прихожан».

А на конец 1863 года в «Статистике училищ в Гродненской губернии» в с. Лаше уже значится одно школьное заведение подведомственное МНП «для мужеского пола». Число учащихся – 20 мальчиков, девочек нет. «Число учащих – 1 (муж)».

Некоторое представление о жизни в Лаше тех лет в частности, и о начальном народном училище, можно получить ознакомившись с заметкой «Торжества в селе Лаша» в губернской газете (,1864 г.). Приведу из нее несколько выдержек: «27-го сентября в селе Лаше Гродненского уезда, происходило торжество, которое, наверно, никогда не забудется прихожанами Лашской церкви. Накануне в субботу 26, протоиерей Гродненского Софийского собора отец Шеметилло объявил крестьянам, присутствовавшим при Богослужении, что он привёз Лашскому приходу дар от Его Императорского Высочества Государя Наследника НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА. В воскресенье Лашский храм наполнился прихожанами и прихожанками, старыми и малыми. Пред молебном св. Александру Невскому отец Протоиерей обратился к народу с речью. По скончании молебна, все присутствующие прикладывались к святому кресту и к священному изображению святого Александра Невскою, лежавшему на аналое по левую сторону святого креста. Хор крестьянских мальчиков обучающихся у причетника грамоте довольно стройно, а главное – очень симпатично – пел «Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое!»

Вот этим-то причетником, обучающим детей и грамоте и пению в новой Лашанской школе несомненно и был Феодор Новицкий. Поскольку он не имел педагогического образования, то, скорей всего, занимался с детьми, находясь на причетническом жаловании и. возможно, получая какую-то доплату.

Когда семья Новицких переехала из Лаши? Как и почему она оказалась в селе Ятра Новогрудского уезда Минской губернии?

До сего времени в литературе о Е.Ф. Карском об этом говорилось как-то вскользь и неясно. Назывались разные даты.

Но вот что удалось установить доподлинно. В «Литовских Епархиальных Ведомостях» от 15 октября 1870 года под рубрикой Вакантные места напечатано: «Псаломщиков в Лаше – Гродненского…» И далее это объявление повторяется из номера в номер до 15 декабря включительно. В последнем за тот год выпуске №24 от 30 декабря вакансия псаломщика в Лаше, среди прочих, не упоминается значит, место уже занято.

Следует заметить, что из «Литовских Епархиальных Ведомостей» тех лет можно почерпнуть сведения о назначениях, награждениях и кончине в основном лиц из высшего духовенства, а по епархии – не ниже уровня благочинных и настоятелей церквей. Узнать же фамилию причетника, принятого на место или, напротив, по какой-либо причине оставившего его. к сожалению, невозможно.

А вот в «Минских Епархиальных Ведомостях» – совсем другие порядки. На страницах этого издания с дотошной скрупулезностью отслеживались любые служебные перемещения буквально по всем причтам Минской епархии, так что при определенном усердии удается проследить карьеру любого церковнослужителя. Правда, издаваться эта газета начала лишь с 1869 года. Но вот что странно об интересующем нас Феодоре Новицком нет никаких упоминаний вплоть до 1876 года, когда, наконец, становится ясно, что в Богородичной церкви села Ятра, действительно, служит такой псаломщик.

В заключительных номерах 1870 года, №№ 21-24 (от 15 и 30 ноября 15 и 30 декабря) и в №1 (от 14 января; за 1871 год в «Минских Епархиальных Ведомостях» печатается очень содержательный, представляющий массу материала для углубленного анализа, документ – «Наличный состав городского и сельского духовенства Минской Епархии в конце 1870 года». И вот что видим: «Новогрудский уезд. Новогрудское благочиние. 14). В селе Ятре свящ. Василий Янушевский, и д. псал. Михаил Новицкий, поном. Семен Малькевич и просф. Юзефа Заусцинская".

Вместо ожидаемого Феодора Новицкого обнаруживается некий неизвестный Михаил Новицкий, впрочем, очевидно, родственник. Вряд ли тут в имени была допущена ошибка, подобных грубых промашек в «Епархиальных Ведомостях» ни до, ни после выявить не удалось, хотя попадались и опечатки, и неточности в написании фамилий. По всей видимости, действительно, жил в селе Ятра такой псаломщик – Михаил Новицкий.

Тщательнейший просмотр всего наличного состава Минской епархии дал лишь одного Феодора Новицкого – и д. псаломщика церкви в селе Лешня. Слуцкого уезда. Но, сразу сообщаю, как показали дальнейшие исследования – это тёзка и однофамилец, возможно, конечно и родственник, но к нашему повествованию он не имеет никакого отношения. В то время, когда служба отца Евфимия Феодоровича начинает, по документам, совершенно отчетливо просматриваться в Ятре, а затем в Берёзовце этот, другой. Феодор Новицкий по-прежнему безвылазно пребывает в Пешне где и умирает 11 января 1887 года.

Какие же можно сделать выводы?

Интересующего нас Феодора Новицкого в конце 1870 года нет ни в Лаше. ни в списке наличного состава духовенства Минской епархии. Объяснение может быть только одно: он прибыл в Ятру в конце октября или даже позже, в ноябре, чтобы заступить место своего родственника (степень родства еще предстоит выяснить), несомненно, по договоренности с ним и с местным благочинным. Следует учесть, что все перемены, произошедшие в Новогрудском уезде в ноябре 1870 года, уже не попадали в список, публикуемый в № 22 (от 30 ноября) «Минских Епархиальных Ведомостей». Только этим и можно объяснить, почему из Ятры как-то незаметно исчезает и. д. псаломщика Михаил Новицкий, а потом, много лет спустя, на его месте обнаруживается Феодор Новицкий из Лаши.

Вот этот документ 1875 года – «Росписание приходов и причтов Минской епархии: Ж… По Новогрудскому уезду… 1-го Благочиннического округа… 17. Богородичная в селе Ятре. Настоятель – священник Василий Янушевский. и. д штатного псаломщика Феодор Новицкий, сверхштатный Семен Манкевич (фамилия эта в других документах то Малевич, то Мальцевич, то Малькевич), просфирня Иосифа Заусцинская».

Справка «gants-region»
nullд.Ятра
Новогрудский район
церковь Свято-Ануфриевская


Церковь построена в 1773 году из дерева, несколько раз ремонтировалась. Колокольня стояла отдельно. Памятник народного зодчества. Была выполнена продолговатым прямоугольным срубом с глухим куполом на гонтовой крыше. Фасады делились рядом оконных проёмов. Имела два входа. Внутри деревянный подшитый потолок держался 6 столбами. Апсиду выделял 1-ярусный иконостас на 8 икон. Не сохранилась — была взорвана партизанами в Великую Отечественную войну. Сохранились руины колокольни.

null
Церковь Рождества Святой Богородицы

Основана в 1940-е года в деревянном здании школы 1932 года постройки. Исполнена продолговатым прямоугольным срубом, накрытым 2-скатной крышей, завершённой по центру 3-я лукоподобными куполами. К фронтальному фасаду добавлена 2-яруснаяпритвор-колокольня под мансардовым покрытием. Горизонтально оббитые фасады разделены прямоугольными оконными проёмами.
_____________


О жизни Новицких в Ятре сведений фактически нет. Подробнее о церкви в этом селе можно узнать из работы «Историко-статистические сведения о приходских церквах Минской епархии (Из сочинения Ректора Минской Духовной Семинарии Архимандрита Николая 1864 гг.), опубликованной в 1866 году в ряде: номеров «Минских Губернских Ведомостей».

«Приходские церкви Новогрудского уезда… 48) Села Ятре. Рождества-Богородичная. 5-го класса, деревянная церковь построенная в 1773 году помещицею Кашицевою. Земли 40 десятин. Штатного годичного жалования причту 236 рублей и поминальных с имения Ятры ежегодно 19 рублей. Прихожан мужского пола 999 душ и женского пола 965 душ. При ней находится училище для детей поселянских».

В этом сельском училище Евфимий Новицкий получил свидетепьство о начальном образовании. Вот какие строки обнаружены в «Отчете по управлению Минскою дирекциею народных училищ». «Из учителей, заслуживающих полного одобрения за усердные труды и толковые занятия, сопровождаемые замечательными успехами, совет дирекции считает приятным долгом засвидетельствовать свою благодарность следующим лицам:.. г). по народным училищам Новогрудского уезда:.. Ятранского – учителю и законоучителю священнику Василию Янушевскому».

Об учительской деятельности Феодора Новицкого в Ятре – никаких сведений. Однако, разумеется, он следил за обучением своего первенца, направлял его, делился знаниями, которые в своё время сам получил от умудренных монахов. Несомненно, это он научил сына читать по-церковнославянски в доме, как я покажу далее, было несколько книг старой печати к которым, видимо, относились с глубоким почтением.

В августе 1871 года. в самый разгар эпидемии холеры в Северо-Западном крае. Феодор Новицкий отвез своего сына в Минск. Мальчик был принят (под отцовской фамилией) в низшее отделение Духовного училища (оно действовало ещё по старому бурсацкому уставу). Как выясняется Евфимий Новицкий не был казеннокоштным учеником, напротив, отцу первые два года пришлось полностью оплачивать содержание сына. При псаломщицком годовом жаловании 96 рублей за пансион в училище приходилось вносить 50 рублей. Только в 1873 году, когда Евфимий был переведён в среднее отделение, он стал полупансионером, с годовой платой 25 рублей. Но это продолжалось недолго. Уже в 1874-75 учебном году, когда Минское Духовное училище начало существовать по новому уставу (1867 года), Евфимий Новицкий, несмотря на прекрасную успеваемость, вновь был переведен в полные пансионеры. К этому времени плата за пансион была уже 60 рублей. Затем, в 1875-76 учебном году, она возросла до 66 рублей, а в следующем до 72 рублей.

Теперь становится понятно, какая мечта была у скромного причетника Феодора Новицкого. Он мечтал дать своим детям хорошее образование. И для этого не щадил своих сил – очень много трудился будучи, видимо, своего рода управляющим на сорока десятинах церковной земли. Доходы, судя по всему, были не столь уж и велики.

Известно, что лошадь удалось приобрести только тогда, когда Евфимий Новицкий учился уже в 3 классе духовного училища и сам стал давать платные уроки, то есть в 1876 году.

Пока старший сын взрослел и успешно переходил из класса в класс, в жизни Феодора Новицкого тоже происходили перемены. В 1875 году он был посвящен в стихаря. В 1876 году начала осуществляться церковная реформа, которая в основном заключалась в сокращении штатов при одновременном увеличении жалованья оставленным на должности священно- и церковнослужителям Сельским псаломщикам годовой склад повышался до 122 рублей 40 копеек.

Теперь, чтобы получить место псаломщика и соответствующее жалованье Феодору Новицкому предстояло пройти аттестацию.

О том, что аттестация псаломщиков благочинническими советами была очень дотошной и принципиальной говорит такой документ: «Его Преосвященство от 9-го Февраля за № 587 изволил записать следующую резолюцию. «Вменить в обязанности советам кроме общих сведений о способностях, исправности и благоповедении подробно донести: 1) имеет ли такой-то голос громкий или тихий бас или тенор обработанный или нет? 2) все ли службы может петь, как то будничные, праздничные и велико постные? 3) поёт ли по нотам, или по наслышке? 4) читает как толково ли, т.е. понимая читаемое и делая остановки повышения и понижения там, где требует смысл речи или безотчетно и бессознательно останавливается, где придётся? Свободно ли читает всякую церковную книгу, например, каноны, месячную минею, или некоторые с затруднением? 5) чтение его разделено или слитно, т.е. отделяет ли буквы и слова одни от других или сливает в один невнятный гул? 6) не подслеповат ли? и не глуховат ли? Старость, малосилие или какие-нибудь недуги не препятствуют ли ему быть вполне исправным псаломщиком? 7) знание устава вообще и триодного Богослужения в частности каково? 8) как пишет и понимает ли формы церковно-приходских книг? 9) не имеет особых каких-либо качеств, делающих его не вполне пригодным псаломщиком? 10) занимается ли сам хозяйством и каким? 11) не знает ли какого ремесла? 12) не отличается ли кто какими-либо хорошими качествами? 13) обходителен ли с прихожанами и может ли разумно и удобопонятно беседовать с ними? 14) понимает ли настолько катехизис и Священную Историю, чтобы мог на какой-либо вопрос отвечать складно своими словами, а не по заучке. Для предоставление мне сведений назначить Март и Апрель».

И вот итог аттестации: «Определение Минской Духовной Консистории 23/25 минувшего Октября утвержденное Его Преосвященством относительно распределения причетников. А. К первому разряду причислены и. д. штатных псаломщиков церквей Новогрудского уезда. 52. Ятранской – Феодор Новицкий».

Если проанализировать перечень требований, которым должен был удовлетворять псаломщик первого разряда, то можно прийти к выводу, что Феодор Новицкий был человеком талантливым, трудолюбивым, прекрасно выполняющим свои служебные обязанности и, умеющим искренне и толково, общаться с людьми. И дальнейшая биография Феодора Новицкого служит подтверждением этого.

В самом конце 1873 года когда Евфимий Новицкий учился уже во 2 классе Семинарии его отец с семьей переехал из Ятры. «Назначения, перемещения и увольнения. И. д. псаломщиков церквей Новогрудского уезда Берёзовецкой Иосиф Слаута и Ятранской Феодор Новицкий, согласно прошениям, перемещены один на место другого с 1 января».
Катэгорыя: Іншае | Дабавіў: admin (29.01.2009) | Аўтар: А.А.Карский
Праглядаў: 3141 | Тэгі: Феодор Новицкий, Евфимий Феодорович Карский | Рэйтынг: 5.0/2
Меню
Відэаканал GantsRegion
Уваход

Пошук
Катэгорыі раздзелу
Віталь Герасіменя [34]
Наталія Кулеш [21]
Анатоль Трафімчык [74]
Павел Дайлід [7]
Віктар Гардзей [11]
Ганна Дулеба [4]
Святлана Локтыш [4]
Галіна Снітко [8]
Аляксандр Кандраценя [1]
Дзяніс Лісейчыкаў [1]
Таццяна Дзенісеня [1]
Марыя Шчаўкун [3]
Аляксей Галаскок [1]
Марыя Пашкевіч [1]
Канстанцін Мохар [5]
Алег Гаруновіч [2]
Андрэй Блінец [4]
Міхась Яніцкі [4]
Вольга Фёдарава [2]
Анатоль Сідарэвіч [1]
Ірына Рудкоўская [2]
Іншае [75]
Хто тут?
Анлайн усяго: 5
Гасцей: 5
Карыстальнікаў: 0

Статыстыка і партнёры
Каталог TUT.BY Яндекс цитирования Museum.by
Тэгi

Шаноўныя сябры!

Калі вы маеце нейкую інфармацыю пра гісторыю, культуру, этнаграфію Ганцаўшчыны і хацелі б яе змясціць у сеціве,
вы можаце звязацца з намі напісаўшы ў форму зваротнай сувязі.