Чацвер, 18.04.2024, 03:10

Галоўная » 2013 » Ліпень » 15 » «Клубнику люди собирают ради машин и дач. А мы чернику – ради выживания». Репортаж из «черничного края»
21:38
«Клубнику люди собирают ради машин и дач. А мы чернику – ради выживания». Репортаж из «черничного края»
Каждое лето Минск вынужден делить свой столичный статус с другими «столицами» – овощными и ягодными. Столинский район превращается в огуречный край, Лунинецкий – в клубничный, а Ганцевичский – в черничный. Если о достатке «огуречников» и «клубничников» ходят легенды, то «черничники» собирают ягоды не от хорошей жизни. Что гонит ганцевчан в лес – в репортаже finance.tut.by.



Ганцевичский район в Беларуси на особом счету и без черники. Она занимает одно из первых мест по безработице в стране. Крупных предприятий в районе нет, поэтому многие мужчины отправляются зарабатывать в сопредельные страны.

- Едут либо в Россию, либо в Украину на заработки. А те, у кого совсем нет сил, ползут в лес за черникой, – емко описывает ситуацию пенсионерка Ольга Владимировна, с которой я познакомилась возле ганцевичского рынка.

Парадокс, но в пятницу утром черникой здесь торгует только один человек. Пенсионерка Валентина Ромашко скромно поставила на прилавок пол-литровую баночку, хотя вчера за 3 часа в лесу собрала 10 литров черники. Завтра планирует собрать 20 литров.

- Я места знаю, поэтому и черника мне в руки идет, – улыбается Валентина Владимировна и подтверждает, что Ганцевичи – это черничный край. – У меня все знакомые этим занимаются, целыми семьями ходят.



В зависимости от цены пенсионерка несет чернику либо на рынок, либо заготовителям. А их в Ганцевичах пруд пруди. Заготовкой ягоды в этом году занялись около 70 «частников». Кроме того,чернику принимает и райпо.

- Заготовители сегодня предлагают 13 тысяч за килограмм (на момент публикации материала закупочная цена могла измениться. – Прим. finance.tut.by), а начальная цена вообще была 8 тысяч. Диво, что люди не пошли в лес, пока цена не поднялась, – рассуждает пенсионерка.

Валентина Владимировна объясняет, почему в черничный сезон черники на рынке не видно: ягода сюда просто не доходит. Частные и государственные заготовители поджидают сборщиков ягод прямо на выезде из леса. От райпо на чернику едут водитель Сергей Занько и заготовитель Тамара Данилкович. Вместе с ними залезаю в четырехтонный грузовик и я. 
 
По дороге водитель рассказывает о прошлом. Лет десять назад он, как и многие другие ганцевчане, зарабатывал в России. Пережил всякое: и падение с четвертого этажа, и попытку работодателей выкрасть его из больницы, и "развод" на деньги. После возвращения в родной город каждый год ездит на заготовку.



- Сейчас ягода больше на высотах. Люди каждый год говорят, что черники нет, но будут носить ее до самой осени. Правда, идти нужно далеко, километра 3 вглубь леса. А городские что? 200 метров проходят и говорят, что ягоды нет, – Сергей отзывается о жителях больших городов с легким пренебрежением.



Останавливаемся на обочине сельской дороги. Никаких знаков того, что здесь находится стоянка заготовителей, нет. Но Сергей уверенно ставит грузовик в тень, а Тамара начинает настраивать весы.




Уже через 5 минут на дороге из леса показывается первый человек. По сине-фиолетовым ладоням и ведрам, привязанным к велосипеду, узнаем своего "клиента".

- Пенсия маленькая, 1,3 миллиона. В том году я на чернике заработала где-то 1,7 миллиона. Но тогда ягода была дороже. Килограмм забирали по 26 тысяч, а сейчас 13 тысяч. Это вообще ничто, – рассказывает пенсионерка Людмила Цыбулько, отвязывая ведра.



Людмила Михайловна тем не менее исправно ходит в лес каждый день. Сегодня собирала чернику с 8 утра до 2 часов дня, поэтому с трудом разгибает спину. Собрала всего ничего – 5 килограмм. В денежном выражении это 65 тысяч.

- Это потому что человек руками собирает, – объясняет Тамара. – Многие собирают «грабачками». Это запрещено, но люди нарушают, потому что так получается гораздо больше.

После обещания не фотографировать «грабачки» мне их покажут. Это помесь совка и расчески. Железные зубья механически «вычесывают» кусты черники, срывая ягоды вместе с листьями. Поэтому нарушителя, который использует «черничную расческу», легко вычислить по обилию листьев в ведре.



Следующими на дороге показываются две женщины на велосипедах, рядом с ними бежит собака.

- Тамара, когда цену уже будешь поднимать? – кричат они, не сбавляя скорости.

- Как в райпо поднимут, так и я подниму, – отзывается заготовитель.

Будни заготовителя протекают по принципу «чем больше заготовил, тем больше заработал». В погоне за объемами заготовители конкурируют не только с частниками, но и между собой.



- Один из наших в лесу написал, что принимает чернику по 14 тысяч за килограмм. Люди к нему и пошли. А он закупает по 13 тысяч. Что поделать, человек уже пришел, куда ему деваться. А потом мы позвонили и напугали его. Ему пришлось снять объявление, – смеется Сергей. Тамара пожимает плечами: каждый крутится как может.

Почти все «черничники», которых мы встречаем на дороге, признаются, что собирают ягоды, чтобы помочь детям или внукам. Но пенсионерка Елена Курилик на вопрос, кому она помогает сбором черники, удивленно мигает:

- А себе? Дровишки нужны и мука кабанчику. Я потому с 8 утра до 3 часов дня и сидела сегодня в ягодах. Устала, еле «прыпхалася», – она ставит велосипед возле машины и идет взвешивать ягоды.



Иван Викторович подъехал к грузовику одновременно с уставшей старушкой, но на ее фоне он выглядит по-студенчески бодро.

- Я не сплю, доченька, с 4 часов утра. В 9 вечера ложусь и в 3 часа уже как огурчик. Что я делаю в 3 утра? Балдею! – хохочет пенсионер. 

Сдать побольше ягод и получить побольше денег – не главная цель его похода в лес. В бидончике у Ивана Антоновича темнеет черника, припасенная для внучки-сироты. То, что не съест девочка, жена использует на варенье.

- Я вчера сдал на 100 тысяч, сегодня – на 110. Это не заработок. Лучше я мастерком поработаю, 3 миллиона возьму легенько, – уверенно говорит пенсионер. По профессии он каменщик.



Время приближается к 4 часам дня, а велосипедисты с фиолетовыми ладонями проезжают мимо все реже и реже. Жанна Пупач с подругой едут одни из последних. После увольнения с работы черника стала единственным источником дохода для женщины.

- В позапрошлом году я много заработала, около 3 миллионов. Конечно, цена была хорошая, а сейчас она никакая, – разводит руками Жанна. Она откровенно отвечает, что собирает чернику ради денег.

Для «черничников» в Ганцевичах 3 миллиона – это неплохие деньги. Тамара и Сергей тянут: «Ммм…» и пытаются припомнить, кто из их знакомых зарабатывает на чернике по 500-700 тысяч в день. Каждый называет несколько имен, но мимо нас никто из зажиточных «черничников» не проезжал.

Галина Наплеха работает продавцом в магазине в деревне Сукач, являясь одновременно и заготовителем райпо. Она замечает, и сколько денег зарабатывают жители деревни на чернике, и на что их тратят.

- У нас на чернику ходят те, у кого недостаток денег в семье. В тех районах, где растут клубника и огурцы, люди зажиточные, они все тратят на машины и на дачи. А у нас собирают чернику для выживания. «Черничных баронов» на Ганцевщине нет.

Словно живая картинка к ее словам, в магазин входит житель деревни по имени Гена с небольшим ведерком. Продавец наверняка знает, что "черничную" выручку он потратит тут же, в магазине. И знает, на что.

- Гена, ровно 2 килограмма. Я даю тебе 28 тысяч, Гена.

- Полторашку, – тянет мужчина, глядя на полку с плодово-ягодным вином. – Хлеб свежий? Буханочку хлеба дайте.



Елена Ещенко, ведущий специалист по заготовкам Ганцевичского районного потребительского общества:
- Пока в области идет очень слабо заготовка черники, потому что непонятно, куда ее сбывать. Вся черника идет на экспорт в Литву, Латвию, Польшу. В позапрошлом году за нее давали 3,2 евро за килограмм. А в этом году, по прогнозам, 1,3-1,4 евро. В пересчете на рубли это около 15 тысяч, а значит, нам нужно закупать чернику по 10 тысяч.

В прошлом году на эту дату у нас было заготовлено 90 тонн, в этом только 31 тонна. Во-первых, заготовка позже началась, а во-вторых, цена могла сыграть роль. Люди смотрят цену и несут туда, где дороже.

Мы начинали заготовку 27 июня с 8 тысяч рублей. На сегодня наша цена достигает 14 тысяч. Но в районе столько заготовителей, что один неминуемо начнет «гнать» цену. Если один поднимает, за ним второй, то и мы начинаем поднимать, чтобы не остаться без ягоды.

Ольга КОРЕЛИНА, tut.by
Катэгорыя: Грамадства | Праглядаў: 3076 | Дабавіў: admin
Меню
Use the accounting equation to avoid errors and understand your company.
Відэаканал GantsRegion
Уваход

Пошук
Катэгорыі раздзелу
Публікацыі [252]
Каталог файлаў [100]
Малая краязнаўчая энцыклапедыя [115]
Культура [194]
Адукацыя [37]
Спорт [1388]
Здарэнні [464]
Грамадства [467]
Эканоміка [36]
Транспарт [143]
Блог [6]
Падарожнічаем разам [18]
Use the accounting equation to avoid errors and understand your company.
Каляндар
«  Ліпень 2013  »
ПанАўтСерЧацПятСубНяд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Хто тут?
Анлайн усяго: 1
Гасцей: 1
Карыстальнікаў: 0

Статыстыка і партнёры
Яндекс цитирования Museum.by
Тэгi
Use the accounting equation to avoid errors and understand your company.

Шаноўныя сябры!

Калі вы маеце нейкую інфармацыю пра гісторыю, культуру, этнаграфію Ганцаўшчыны і хацелі б яе змясціць у сеціве,
вы можаце звязацца з намі напісаўшы ў форму зваротнай сувязі.