Серада, 24.04.2024, 10:36

Галоўная » 2011 » Верасень » 12 » «Биография прадеда бездонна»
23:56
«Биография прадеда бездонна»
Александр Карский2 сентября в Брест по приглашению коллектива областной библиотеки имени М.Горького приехал правнук знаменитого ученого-слависта Евфимия Карского – петербуржец Александр Карский.

3 сентября он выступил перед студентами Брестского госуниверситета имени А.С.Пушкина и рассказал о том, как идет работа по созданию более полной биографии его знаменитого предка, как устраняются ошибки и белые пятна в имеющихся жизнеописаниях.

Следующей остановкой на пути гостя стали Ганцевичи. Побывав 4 сентября на открытии Дня белорусской письменности, Александр Александрович направился в деревню Будча, чтобы поклониться праху своего прапрадеда священника Федора Новицкого.

Карский в полный рост

Лучшее начало учебного года трудно придумать. Перед студентами-гуманитариями предстал потомок того человека, о котором они знают из учебников. Впечатляло внешнее сходство: от черт лица до богатырского телосложения.

Но главное – представилась прекрасная возможность услышать скрупулезного исследователя, чья цель – создать насколько возможно полное жизнеописание своего предка без пробелов и неточных сведений.

Гость с берегов Невы представляет ветвь по линии младшего сына академика Карского – Сергея, сначала студента-юриста, затем морского офицера. По сути, Александр Александрович продолжает дело своей матери, которая занималась сохранением и изучением архива деда-академика, участвовала в Карских чтениях, проводимых в Гродненском госуниверситете имени Янки Купалы.

О своей вовлеченности в исследовательскую деятельность сам гость, кстати, инженер по образованию, рассказал так:
– Естественно, у нас в роду сохранились книги, открытки, документы, связанные с Евфимием Федоровичем. И я считал, что биография его исследована. Но, когда у меня появилось свободное время, изучил литературу и вдруг обнаружил, что некоторые факты не стыкуются между собой, что есть белые пятна, что многое из нашего домашнего архива вообще никак не отражено в литературе. И поэтому поначалу я решил рассказать о том, какие документы хранятся в нашей семье. Обратившись же в Санкт-Петербургский филиал Российской академии наук, где хранится личный архив Ефима Федоровича, я увидел, что и он слабо востребован, а там имеется масса интереснейших документов. Так я втянулся в эту тему.

Сначала появились научные работы, затем стала формироваться биографическая книга. На две трети она уже написана. В данный момент автор «находится» в 1918 году. Но планирует собрать все, что можно, до 1931 года.

Думаю, что до конца этого года, в крайнем случае до середины следующего эту работу я завершу, – говорит Александр Карский. – Хотя, конечно, биография прадеда бездонна.

Латунный крестик прадеда

Белые пятна… Оказывается, их было предостаточно в жизнеописаниях ученого. Например, Александра Карского интересовало, почему биографы никогда не обращались к детским и юношеским годам академика.

Как выяснилось, Евфимий Федорович родился до брака его родителей и, вероятно, поэтому в метрическом свидетельстве был записан по фамилии матери – Карский. А вот во время учебы в Минском духовном училище и духовной семинарии он уже носил фамилию отца – Новицкий. Незнание этого обстоятельства и стало камнем преткновения для биографов. А Александр Карский отыскал в «Минских епархиальных ведомостях» все сведения об этом периоде жизни своего предка.

Из сухих строк и цифр вырисовывается образ одаренного и трудолюбивого ученика, который покорял вершины знаний, понимая, что его учеба лежит непростым бременем на бюджете многодетной семьи. Об этом периоде жизни будущего академика можно прочесть в журнале «Нёман», № 9-10 за 2010 год.

Внимательное изучение церковной периодики помогло раскрыть тайну семейной реликвии – нательного латунного крестика, о происхождении которого уже никто из родных не помнил. Александр Карский продемонстрировал раритет брестским студентам.

В одном из номеров «Минских епархиальных ведомостей» ему на глаза попалось сообщение о приезде одного из церковных иерархов в Ятранский приход, где служил отец Евфимия. К владыке подвели детей, которые порадовали его знанием Закона Божия, и тот наградил отличившихся латунными крестиками. Стало понятно, что одним из тех умников, отмеченных епископом, был будущий академик Карский.

Гость из Петербурга признался, что до недавнего времени Брест не входил в сферу его интересов. Но по мере приближения к теме Брестского мира он захотел увидеть те места, о которых имел представление лишь по картам и документам. Забегая вперед, скажем, что его мечта осуществилась. Его гидом по Брестской крепости стал Анатолий Антонович Гладыщук, который сам чрезвычайно увлечен тем периодом.

И все же с Брестчиной связана самая потрясающая находка последнего времени. Это место захоронения отца Евфимия Карского – священника Федора Новицкого. Сначала Александр Александрович путем работы с документами определил последнее место служения Новицкого. Это деревня Будча Ганцевичского района. А потом по его просьбе историк из Клецка Андрей Блинец съездил на разведку в Будчу и сообщил: «Могила Федора Новицкого есть, и она в хорошем состоянии!»

Яблочко Спаса на камне

4 сентября Александр Карский вместе с участниками Дня белорусской письменности приехал в Ганцевичи. Но пробыл здесь недолго. Главной его целью было посещение деревни Будча. Автору этих строк посчастливилось быть среди тех, кто сопровождал его в этой поездке.

После шума и гама большого праздника оказываемся в тиши деревенского погоста. Струится сентябрьский свет сквозь листву деревьев. В церковном дворе все дышит стариной. Деревянная Спасо-Преображенская церковь хорошо сохранилась. А после окраски выглядит, наверное, не хуже, чем в год своего открытия, то есть 115 лет назад.

Слева от северной стены видим захоронение, окаймленное по периметру цепочкой из камней, цветущими бархатцами и астрами. В центре – горизонтально лежащая плита из цельного камня. На ней выбиты строки: «Свяшченник Феодор Николаевич Новицкiй. Жил 77 л. Ум. 21 янв. 1918 г. Мир праху твоему». В напоминание о недавнем празднике Спаса лежит на надгробии румяное яблоко.

– Какое совпадение! – восклицает Александр Александрович. – Как раз работаю над 18-м годом! Евфимий Федорович приехать на похороны отца не мог. По документам я не вижу, чтобы он отлучался из Петрограда в это время, был загружен всякими делами по академии. Надгробие установил его брат Иван, который служил священником недалеко отсюда, в Блячине Слуцкого уезда.

К сожалению, зайти в церковь и увидеть интерьер, который вставал перед глазами его прапрадеда, не получается. Дверь на замке. Священник сегодня служит в Ганцевичах.

Но, похоже, дальний гость не очень огорчается.

Я еще приеду сюда, когда выйдет моя книга.

Александр Карский
Александр Карский на могиле прапрадеда Федора Новицкого

У будчанского историка

Следующая остановка в Будче – у аккуратного желто-голубого дома. На стене – табличка со звездой и надписью «Здесь живет участник Великой Отечественной войны». В уютной комнатке нас встречает хозяин – 87-летний Федор Борисович Карпеня. Этот человек в свое время спас от уничтожения документы местного храма. А они пролили свет на прежде неизвестные страницы жизни семьи Новицких-Карских. Петербуржский историк хочет выразить признательность историку будчанскому.

Нейкі дурань выламаў ніжнюю частку дзвярэй у царкве, – вспоминает Карпеня. – І туды палезлі і малыя, і старыя. Павыносілі дакументы з царквы і параскідалі, дзе папала. Ну я і падабраў усё гэта. Захоўваў дома. З гэтых папер шмат што даведаўся пра царкву.

Спасенные бумаги Федор Борисович потом передал в сельскую библиотеку. Оттуда они перешли на хранение в Ганцевичский музей, а затем – в Национальный исторический архив, где их и увидел Александр Карский.

И сейчас он рассказывает старожилу, каким ценным источником информации оказались те бумаги. Благодаря им удалось установить дату рождения священника Федора Новицкого, более точно проследить его служебный путь, все его перемещения. Найдена запись, подтверждающая родство Евфимия Карского и Федора Новицкого. Есть сведения о братьях и сестрах академика. Стало известно имя его матери – Магдалина. До этого по инициалу М. предполагали, что Мария.

Александра Карского интересует, что старожилы деревни рассказывали о батюшке, помнят ли его.

Я ў дзяцінстве вельмі любіў сядзець каля старэйшых людзей ды слухаць, – говорит Карпеня. – Расказвалі, што быў тут такі бацюшка Навіцкі, а які ён, чым запомніўся – ужо не памятаю. Я ж з 1924 года нараджэння. Старэйшы за мяне толькі адзін чалавек – ён з 1920-га, дык той ужо не паднімаецца.

Разговор переходит в печальное русло. Хозяин дома жалуется на хвори и одиночество. Александр Александрович понимающе кладет свою руку на его руку:
Я тоже болел и при смерти был. Но вот нашел дело, которое держит меня на земле. Когда цель есть – и силы откуда-то берутся. Так что я желаю вам здоровья и быть нужным людям.

Прямо на глазах повеселел Федор Борисович и стал показывать гостю свои литературные труды:
От такія плёткі пляту – успаміны. Як дзядзька Мікалай вылечыў жанчыну рачной вадой. Як два Міхалы бычка ў лапці абувалі. Быў такі выпадак у час вайны…

Александр Александрович просит подарить ему экземпляр с дарственной надписью.

И немного мистики

И вот мы снова в Ганцевичах. Александр Карский и сопровождающая его в поездке заместитель директора областной библиотеки имени Горького Алла Мяснянкина были приглашены на праздничный обед, а я, как неаккредитованный журналист, пошла в народ.

Почему я обратила внимание на двух женщин, которые фотографировались с телеведущей Аленой Спиридович? Наверное, потому, что на их лицах был отсвет праздника. Попросила поделиться впечатлениями о Дне письменности. Они в свою очередь спросили, понравился ли мне памятник Якубу Коласу. Пришлось признаться, что я еще его не видела, так как ездила в Будчу на могилу отца академика Карского.

Одна из моих собеседниц (как я позже узнала, Ольга Ростиславовна Куратник) сказала:
Я как узнала, что отец Карского в Будче похоронен, все время собиралась съездить могилку прибрать. Но не успела. Мы же в какой-то степени находимся в родстве с академиком Карским. По линии его жены Софьи Николаевны Сцепуржинской. Моя девичья фамилия – Сцепуржинская.

Ощущали ли вы когда-нибудь отчетливо себя орудием в руках Божиих? Со мной такое было во время этого разговора. Вокруг – тысячи людей. И среди этого моря совершенно случайно (нет, не случайно – промыслительно!) встречается еще один потомок той знаменитой семьи.

Мы сразу же схватились за мобильники. Ольга Ростиславовна звонила мужу, который немедленно по моему описанию стал искать среди почетных гостей Александра Карского. А я звонила Алле Мяснянкиной, чтобы та сообщила Александру Александровичу весть о том, что у него в Ганцевичах, оказывается, есть родня. Как мне позже сказала Алла Михайловна, взволнованный Карский сначала промолвил: «Этого не может быть!», но после недолгого размышления сам себя поправил: «А почему бы и нет?»

Но встретиться в суете праздника им так и не довелось. Вскоре Карский уехал в Минск, чтобы на следующий день поработать в Национальном историческом архиве. Но, может быть, это к лучшему – родственники смогут встретиться в более благоприятной спокойной обстановке. А повод будет. Это презентация книги об академике Карском и 500-летие деревни Будча.

Людмила Бунеева, газета "Вечерний Брест"
Катэгорыя: Грамадства | Праглядаў: 3564 | Дабавіў: admin | Тэгі: газета Вечерний Брест, Будча, Фёдор Карпеня, Александр Карский, День белорусской письменности, Ганцевичи, Евфимий Карский
Меню
Відэаканал GantsRegion
Уваход

Пошук
Катэгорыі раздзелу
Публікацыі [252]
Каталог файлаў [100]
Малая краязнаўчая энцыклапедыя [115]
Культура [194]
Адукацыя [37]
Спорт [1392]
Здарэнні [464]
Грамадства [468]
Эканоміка [36]
Транспарт [143]
Блог [6]
Падарожнічаем разам [18]
Каляндар
«  Верасень 2011  »
ПанАўтСерЧацПятСубНяд
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Хто тут?
Анлайн усяго: 8
Гасцей: 8
Карыстальнікаў: 0

Статыстыка і партнёры
Яндекс цитирования Museum.by
Тэгi

Шаноўныя сябры!

Калі вы маеце нейкую інфармацыю пра гісторыю, культуру, этнаграфію Ганцаўшчыны і хацелі б яе змясціць у сеціве,
вы можаце звязацца з намі напісаўшы ў форму зваротнай сувязі.