Пятніца, 19.04.2024, 09:36

Каталог артыкулаў

Галоўная » Публікацыі » Іншае

Обнаруженные сведения об отце академика Евфимия Феодоровича Карского (часть вторая)
В самом конце 1873 года когда Евфимий Новицкий учился уже во 2 классе Семинарии его отец с семьей переехал из Ятры. «Назначения, перемещения и увольнения. И. д. псаломщиков церквей Новогрудского уезда Берёзовецкой Иосиф Слаута и Ятранской Феодор Новицкий, согласно прошениям, перемещены один на место другого с 1 января».

Церковь в селе Берёзовец по внешнему виду очень походила на Ятранскую, но была гораздо доходнее. Вот что о ней сказано в «Описании церквей и приходов Минской епархии». «Приходская Свято-Троицкая церковь, расположенная в селении, когда и кем построена неизвестно; но в 1863 году капитально перестроена на отпущенные Правительством средства и потому в настоящее время находится в прочном и благовидном состоянии. Зданием деревянная на каменном фундаменте, устроена продолговатым крестом с одним глухим куполом гонтовою крышею, одним рядом окон и тремя дверями. Церковного дохода в год поступает до 250 рублей. Причт, кроме штатного жалованья, получает значительный доход, простирающийся до 400 рублей в год от богомольцев, собирающихся в значительном количестве во все новолунные недели, а также пользуется церковною землею и помещением. Церковной земли считается усадебной 2, пахотной 44 и сенокосной 13 десятин. Необходимые для помещения причта строения имеются, но домы находятся в ветхом состоянии.

Итак, перевод Феодора Новицкого в село Берёзовец был, очевидно, формой поощрения. Епархиальное руководство, видимо; приняло во внимание и успешную аттестацию, и его многодетность, и то, что старший сын, Евфимий, долгое время успешно учится в Минских духовно-учебных заведениях, причём в основном с полной оплатой. Теперь Феодор Новицкий, продолжая по-хозяйски распоряжаться церковной землей, мог существенно улучшить положение своей семьи, хотя, как видим, жить предстояло в довольно убогом жилище.

В Берёзовец. к родителям, Евфимий приезжал на летние каникулы, и когда учился в Семинарии, и будучи студентом Нежинского Историко-филологического Института, и затем, после окончания его, когда был уже преподавателем Виленской 2-ой гимназии. Здесь он записал от крестьянок несколько десятков песен и в «Русском Филологическом Вестнике» появилась замечательная публикация.

Здесь же он записал и от собственных родителей немало белорусских сказок, которые затем попали во II том «Материалов» П.В. Шеина. Как видно родители всегда поддерживали сына и помогали ему, как могли.

Молодой учёный вступил на научное поприще под фамилией Карский, поскольку, как известно, он был зачислен в Нежинский Историко-филологический Институт князя Безбородко под фамилией указанной в метрическом и приписном свидетельствах.

1884 год. «Движение и перемены по епархиальной службе. И.д. псаломщика Берёзовецкой церкви, Новогрудского уезда, Феодор Новицкий, 29 июня рукоположен во диакона на псаломщицком окладе».

Справка «gants-region»
nullд.Берёзовец
Кореличский район
церковь Свято-Троицкая (руины) 

Время постройки неизвестно, но в 1863 году капитально перестроена на правительсвенные деньги. Отдельно поставлена колокольня на 5 колоколов. В 1882 году построена церковно-приходская школа. Деревянный храм на фундаменте был выполнен в плане продолговатым крестом с куполом на барабане под гонтовой крышей. Обшитые тёсом фасады делились рядом оконных проёмов. Имела 3 входа. Внутри апсиду выделял деревянный побелённый и позолоченный 1-ярусный иконостас на 7 икон. В 1899 году вместо деревянного возведён каменный храм в ретроспективно-русском стиле. Над жестяной крышей основного объёма возвышался световой купольный барабан, нд шатром колокольни – маковка. Выложенные с обтёсанного камня фасады делились 10-ю большими оконными проёмами. Имела 3 входа.


Можно с уверенностью утверждать, что в 1880-е годы Феодор Новицкий, будучи диаконом одновременно выполнял и обязанности учителя. В перечне церковно-лриходских школ Минской губернии находим: «383) В селе Берёзовце. Новогрудского уезда, обучением занимается местный причт».

В августе 1885 года совершая инспекционную поездку по Минской епархии, село Берёзовец посетил Преосвященнейший Варлаам, Епископ Минский и Туровский. Вот что можно прочесть в статье «О состоянии православия в Минской епархии». «Село Берёзовец, Новогрудского уезда, где церковь деревянная, по-видимому, довольно ещё прочная, иконостас не большой, и был бы довольно приличен, если бы его поновить. Церковь сия содержится в порядке и чистоте, церковное письмоводство исправно и своевременно, церковный архив в порядке. Встречу Его Преосвященства в церкви пели прихожанские мальчики довольно хорошо: они и по Закону Божию отвечали отчасти удовлетворительно».

Пению детей обучал, несомненно. Феодор Новицкий. Везде, где он присутствует, пение поставлено хорошо. 

В начале июня 1886 года диакон Феодор Новицкий участво¬вал в соседнем местечке в Божественной литургии и водосвятии, а затем в совершении на площади «чина на основание церкви» – он упоминается в «Кратком сказании о бывшей ветхой деревянной приходской церкви в м. Турце Новогрудского уезда, о постройке взамен её новой каменной и освящении последней».

В 1887 году Евфимий Феодорович женился на Софье Николаевне Сцепуржинской, дочери настоятеля церкви в местечке Цырин. Священник Николай Сцепуржинский был своего рода знаменитостью в губернском масштабе. Известен он был тем, что устроил в своем приходе больше всех церковно-приходских школ – 10. За это он в 1886 году получил благодарность от самого Обер-Прокурора Святейшего Синода и икону Владимирской Божией Матери для беднейшей из открытых им школ в деревне Застодолье.

Николай Сцепуржинский время от времени помещал свои статьи и заметки в «Минских Епархиальных Ведомостях». В №8 за 1888 год появилась его «Корреспонденция из Новогрудского уезда» из которой можно узнать кое-что и о Феодоре Новицком: «…понаслышавшись много хорошего о деятельности соседнего священника Берёзовецкой церкви о Макария Виторского по открытию церковно-приходских школ и обучению грамоте вверенных ему прихожан, я отправился в село Берёзовец, чтобы чему-либо поучиться у отца Макария…

…Всех школ в Берёзовецком приходе оказалось восемь. В самом селе Берёзовец – две школы. В одной учатся мальчики, которых на лицо оказалось 26. В этой школе безвозмездно обучением занимается о.диакон Феодор Новицкий, который ведёт свое дело умно и энергично. Мальчики хорошо рассказывают по Священной Истории, умно и толково читают по-русски и славянски, хорошо знают Закон Божий, старшие из них пишут под диктовку и по арифметике знают уже именованные числа.

Книг и учебных пособий для Берёзовецких церковно-приходских школ слишком недостаточно... О. Макарий Виторский и местный диакон Новицкий немало жертвуют на этот предмет».

Из этой заметки можно составить уже достаточно полное представление об уровне развития Феодора Новицкого. Теперь понятно, почему Евфимий Феодорович в свое время оказался столь хорошо подготовленным к учёбе в Духовном училище, откуда в нём глубокий, живой интерес к языкам, русскому и церковно-славянскому.

Ценность этой небольшой заметки для исследователей родословной и биографии Е.Ф Карского несомненно, велика. Но создается впечатление, что именно она и послужила первопричиной дальнейших осложнений в жизни Феодора Новицкого и Николая Сцепуржинского. В ней, видимо, усмотрели явный намек на необходимость немедленно вознаградить указанных лиц. Это и было сделано.

«Журнал заседания Совета Минского Епархиального Братства во имя Св.Николая от 12 Декабря 1888 г., утверждённый резолюциею Его Преосвященства 31 Декабря того же 1888 года за № 5155. 28. СЛУШАЛИ рапорт благочинного 2 округа Новогрудского уезда, священника И. Рыбцевича от 3 Декабря 1888 г. за № 305, в котором он, свидетельствуя о примерном усердии и полезных трудах по обучению церковному пению и другим предметам в церковноприходских школах и школах грамоты псаломщиков церквей округа Берёзовецкой – диакона Феодора Новицкого и Феодора Лукашевича… ОПРЕДЕЛИЛИ в виду ходатайства священника Рыбцевича назначить поименованным в рапорте лицам в награду за их примерное усердие и полезные труды по обучению детей церковному пению и другим предметам по 20 руб. каждому, и по 1 экз. Библии».

«От Совета Минского Епархиального Братства. Получить по письменным требованиям. VI. из Новогрудского казначейства. 42) Псаломщик Берёзовецкой церкви диакон Феодор Новицкий за труды по школе – 20 руб».

Премию выплатили, но вероятно, кто-то не преминул заметить при этом, что Николай Сцепуржинский и Феодор Новицкий с недавних пор породнились через своих детей. И началось. Недоброжелатели и завистники раздули интригу. Первым пострадал Феодор Новицкий. Вскоре его фамилия обнаруживается в «Ведомости о количестве денег, удержанных из жалованья духовенства за март месяц текущего 1889 г.» «б)…псаломщиков церквей… Берёзовецкой диакона Новицкого – 4 р. 90 к. для оставления в казне впредь до особого распоряжения Епархиального Начальства».

Далее аналогичные сообщения публикуются из номера в номер в течение года, до 1 апреля 1890 года включительно. Наконец, появляется сообщение. «Движение и перемены по епархиальной службе. Состоящий в должности псаломщика при Берёзовецкой церкви Новогрудского уезда, запрещенный диакон Феодор Новицкий 26 марта определен на праздное псаломщицкое место к Городненской церкви Пинского уезда».

Выясняется что Феодор Новицкий весь прошедший год ходил в запрещенных диаконах. А Городня (иногда писали Городна, Городная или Городно), находящаяся недалеко от границы с Волынской губернией – это своего рода место ссылки.

Вот что говорится в «Описании церквей и приходов Минской епархии». «15. Городная. Местечко Городная Пинсксго уезда третьего благочиннического округа расположено между болотами. Расстоянием от губернского города в 300, от уездного, где и ближайшая почтовая станция в 49, и от Московско-Брестской железной дороги в 130 верстах. К отоплению церковь не приспособлена, в стенах она вообще ветхая. Деревянная ограда кругом церкви совершенно ветхая. Церковного дохода в год поступает от 50 до 60 руб.»

Справка «gants-region»
nullд.Городная
Столинский район
церковь Свято-Троицкая

Расположена в западной части деревни, в небольшом сквере. Построена в 18 в. из дерева, перестроена в 1930-е года. Памятник народного зодчества. З-срубный храм (сруб «с остатком») продолговато-осевой композиции: 2-ярусная четвериковая шатровая колокольня (достроена в 1930-е года), кубоподобный молитвенный зал, 5-гранная апсида. Одинаковые по высоте срубы обведены общим карнизом простого профиля, что создаёт впечатление единого сплошного сруба. Этому способствует общая высокая вальмовая крыша над основным объёмом; апсидой, которая по краях завершена лукоподобными головками. Горизонтально обшитые стены прорезаны высоко поднятыми прямоугольными оконными проёмами в простых досчатых плинтусах. Архитектурная выразительность храма достигается компоновкой объёмов, художественным силуэтом разнообразных гонтовых покрытий, введением в его лаконичных пластичных доминант – лукоподобных головок. В интерьере молитвенный зал и апсида объединены прямоугольным просветом и разделены деревянным резным иконостасом, перекрыты 8-гранным шатровым сводом. В 1-ом ярусе колокольни сделаны хоры. Есть иконы 17-18 вв.: «Святой Николай Чудотворец», «Матерь Господня» и др.
_________

По сравнению с Берёзовцем церковной земли здесь было очень мало, усадебной и сенокосной всего по две трети десятины, а пахотной – 20 десятин, но как сказано «земля худого качества и расположена в 9 кусках черезполосно».

Таким образом, доходы Феодора Новицкого резко упали. К счастью, его старшие сыновья: Евфимий и Николай и дочь Мария к этому времени уже жили вполне самостоятельно. Продолжали учебу Иван и Александр. В 1889/90 учебном году Иван, как лучший ученик 2 класса Минской Духовной Семинарии (к I разряду был причислен лишь он один), находился на казённом содержании. Александр был младше на два года и учился заметно слабее (постоянно в середине II разряда), он заканчивал 4 класс Минского Духовного училища, состоял на полуепархиальном содержании. Последний сын, Владимир, был ещё мал.

Следует заметить, что у запрещенного диакона Феодора Новицкого нашлись заступники. В конце 1890 года в «Минских Епархиальных Ведомостях» появилась большая статья «По поводу устройства Велико-Слободского церковно-приходского училища», в которой имеются целые абзацы, рассказывающие о деятельности Новицких в сельских школах Берёзовецкого прихода. Сведения эти, разумеется, бесценны! Вообще публикация носит исключительный характер: ни об одной семье в глубинке, ни до этого, ни после, ничего подобного прочесть не довелось.

Из статьи узнаём, что заложенное на пасхальной седмице 1889 года здание училища за лето было полностью отстроено и 2 октября состоялось его освящение. «После Божественной литургии и молебна, совершённых в Велико-Слободской приписной церкви местным приходским священником отцом Макарием Виторским в сослужении священника Еремичской церкви Иосифа Рыбцевича и диакона Кореличской церкви Иоанна Жога, крестный ход направился к училищу». Как видим, Феодор Новицкий не допущен к сослужению, вместо него приглашен диакон из другого прихода. Далее читаем «...крестьяне угощались около училищного дома, под открытым небом, при тихой погоде и сиянии осеннего солнца. Пением благодарственной молитвы после обеда окончилась трапеза. После этого ученицы Берёзовецкого училища под руководством учителя Феодора Новицкого спели несколько церковных песнопений. Пение трогало и умиляло крестьян. Народ искренне радовался и благодарил Всевышнего и всех сочувствующих народному просвещению».

Вслед за этим начинается рассказ, дающий много сведений о жизни ближайших родственников Е Ф Карского: «обязанности учителя школы принял на себя бывший ученик 2 класса Минской духовной Семинарии Николай Федоров Новицкий, а обучение пению – отец его. диакон Берёзовецкой церкви Феодор Новицкий. Обучение же женским рукодельным работам – сестра учителя Мария Ф. Новицкая. Резолюциею Его Преосвященства, от 14 ноября за № 3675 Николай Новицкий утвержден исправляющим должность учителя Велико-Слободской школы с тем, чтобы он озаботился сдачею экзамена на звание учителя начального училища. Кроме посещения священника Макария Виторского, 8 раз посетил школу Новогрудский мировой судья Сергей Петрович Борзов и 10 раз – благочинный Иосиф Рыбцевич. Посещения эти радовали учащих и детей и имели доброе влияние на ход учения». Около двадцати посещений за несколько месяцев – с чего бы это? Видимо, это были пристрастные проверки, попытки найти какие-нибудь упущения. Конфликт, очевидно, принял затяжной характер, но благодаря ему жизнь семьи Новицких получила дополнительное освещение, сквозь столетия стали зримы мелкие подробности жизни. Далее читаем. «Одна беда – нет средств на содержание учащих. Крестьяне в надежде, что казна даст жалованье учителям, как и в народных училищах, по приговору назначили 30 руб. в пособие учителю. 11 марта учитель писал к одному из наблюдающих за ходом учения в школе: «я уже шестой месяц нахожусь в Слободе и принуждён жить на свои средства. А крестьяне ещё не дали даже тех 30 руб., которые они обещали и которые значатся в приговоре при закладке школы». Правда, крестьяне вскоре полностью вручили учителю 30 руб. с благодарностью. Но что значат 30 руб. за такие труды трёх человек: учителя, его отца и сестры! Успехи по всем предметам прекрасны, рукодельные работы учениц тоже сравнительно очень хороши. Справедливость требует, чтобы труды семейства диакона Новицкого были вознаграждены. Они поставили школу в первый же год ее существования на желанную высоту. К прискорбию вскоре состав учащих должен измениться, Н. Новицкий назначен псаломщиком к Свислочской церкви, отец его перемещен в Пинский уезд, а сестра вышла в замужество Великое и душевное, спасибо им за то что они сделали для школы. Что будет со школою далее? Кто будет в ней учить? – с грустью спрашивают теперь Велико-Слобожане». Статья подписана – Белоруссъ.

В начале лета 1890 года Феодор Новицкий предпринял поездку в Минск. Смысл её становится понятен после ознакомления с выпиской из «Журнала заседаний Совета Минского Епархиального Св-Николаевского Братства, от 8 июля 1890 г. за № 4» «…Ст. 7 СЛУШАЛИ: 1) прошение диакона Берёзовецкой церкви Новогрудского уезда Ф. Новицкого о выдаче ему документов его сына Николая Новицкого, состоявшего учителем Велико-Слободской церковно-приходской школы, для представления их в Консисторию. 2) Заявление господина Секретаря Совета Братства, что документы – свидетельство об успехах и поведении Н. Новицкого, выданное из Правления Минской Семинарии от 6 июня 1887 г. за № 490 и свидетельство о приписке к участку, выданное из Новогрудского уездного по военной повинности присутствия 24-го октября 1888 г. за № 2514 выданы просителю под росписку на самом прошении».

Следовательно, Феодор Новицкий хлопотал, устраивая судьбу сына. Благодаря сведению о приписном свидетельстве Николая можно заключить, что тот родился в 1870 году, чуть ли не перед самым переездом семейства в Ятру. Разница в возрасте между ним и Евфимием составляла 10 лет, и жизнь поначалу складывалась совсем не так, как у старшего брата, в Семинарии он был оставлен в 1 классе на повторный курс, а затем из 2-го и вовсе пришлось уйти. За свои попытки учительствовать, как мы видели он получил смехотворное вознаграждение... Короче, для отца этот двадцатилетний молодой человек был и заботой, и тревогой. В конце концов его всё-таки удалось определить на место.

"Псаломщицкое место при Свислочской Успенской церкви Бобруйского уезда 23 мая предоставлено бывшему ученику 2 класса М.Д.С. Николаю Новицкому.

Если сопоставить даты, то видно, что сын уже получил место от Консистории, а документы его спустя полтора месяца пришлось выцарапывать отцу.

Жизнь в местечке Городня была, безусловно, тяжёлой: церковные доходы мизерны, земля скудная, да и мало её, какие-то клочки, чересполосица. Во все стороны, куда ни глянь, на много верст – непролазные болота. Но люди тут жили, судя по всему, неплохие. В приходе числилось 860 душ мужского пола и 880 женского. В «Описании церквей и приходов Минской епархии» говорится: «Все они мещане из бывшей шляхты, и занимаются преимущественно выделкою глиняной посуды. Религиозность прихожан очень удовлетворительна, к церкви они усердны. Церковные поминовения умерших и служения молебнов бывают часто; крестные ходы также совершаются». В местечке имелась церковно-приходская школа. В начале статьи я уже приводил фрагмент из «Отчёта о состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Минской епархии» за 1891-92 учебный год в котором упомянут учитель в Городнянском приходе диакон Новицкий, получивший образование в монастыре. Судя по всему, в монастыре Феодор Новицкий воспитан был так, что мог стоически переносить любые удары судьбы и всяческие лишения. В окружённой болотами Городне Феодор Новицкий провёл более трех лет.

1893 год. «Движение и перемены по епархиальной службе. Псаломщик Городненской церкви, Пинского уезда, Феодор Новицкий, согласно прошению, перемещён к Волмянской церкви Минского уезда, с 19 мая».
Катэгорыя: Іншае | Дабавіў: admin (05.02.2009) | Аўтар: А.А.Карский
Праглядаў: 9802 | Тэгі: Феодор Новицкий, Евфимий Феодорович Карский | Рэйтынг: 2.3/3
Меню
Відэаканал GantsRegion
Уваход

Пошук
Катэгорыі раздзелу
Віталь Герасіменя [50]
Наталія Кулеш [21]
Анатоль Трафімчык [89]
Павел Дайлід [7]
Віктар Гардзей [12]
Ганна Дулеба [4]
Святлана Локтыш [4]
Галіна Снітко [8]
Аляксандр Кандраценя [1]
Дзяніс Лісейчыкаў [1]
Таццяна Дзенісеня [1]
Марыя Шчаўкун [3]
Аляксей Галаскок [1]
Марыя Пашкевіч [1]
Канстанцін Мохар [5]
Алег Гаруновіч [2]
Андрэй Блінец [4]
Міхась Яніцкі [4]
Вольга Фёдарава [2]
Анатоль Сідарэвіч [3]
Ірына Рудкоўская [2]
Іншае [80]
Хто тут?
Анлайн усяго: 5
Гасцей: 5
Карыстальнікаў: 0

Статыстыка і партнёры
Яндекс цитирования Museum.by
Тэгi

Шаноўныя сябры!

Калі вы маеце нейкую інфармацыю пра гісторыю, культуру, этнаграфію Ганцаўшчыны і хацелі б яе змясціць у сеціве,
вы можаце звязацца з намі напісаўшы ў форму зваротнай сувязі.