Субота, 20.04.2024, 00:07

Каталог артыкулаў

Галоўная » Публікацыі » Іншае

Обнаруженные сведения об отце академика Евфимия Феодоровича Карского (часть третья)
1893 год. «Движение и перемены по епархиальной службе. Псаломщик Городненской церкви, Пинского уезда, Феодор Новицкий, согласно прошению, перемещён к Волмянской церкви Минского уезда, с 19 мая».

Местечко Волма расположено не так уж и далеко от губернского Минска – приблизительно в 42 верстах к западу от него. Местность тут холмистая – поля, перелески, неподалеку от местечка протекает небольшая речка Зуевка. Казалось бы райское место. Однако приход оказался трудным.

Справка «gants-region»
null
д.Волма
Дзержинский район
костёл Успения Святой девы Марии

Находился в центре деревни. Его постройка спонсирована в 1584 году княгиней Ольгой. Отстроен в 1667 году после пожара. Очередной храм построен в 1738 году на деньги помещика Ваньковича. В 1867 году отдан под православную Успенскую церковь. В 1918 году возвращён католикам. На 1935 год насчитывалось 2150 прихожан. Известен по фотоснимку Блазункевича начала 20 ст. В послевоенное закрыт и использовался как колхозный склад. Сгорел в 1980-е годы. Костёл являлся памятником народного зодчества с элементами стиля барокко. Представлял собой 3-нефовый храм с трансептой и 5-гранной апсидой с боковыми с сокрестиями. Главный фасад был фланкирован двумя 2-ярусными 4-гранными шатровыми башнями с лукоподобными маковками в завершении и над апсидой. Дверные и оконные проёмы имели гранёную арочную форму и выделялись на горизонтальной обшивке фасадов. В интерьере на апсидной стене была нанесена иллюзорное изображение алтаря. Сбоку перед храмом стояла 2-ярусная шатровая срубно-каркасная колокольня.
________________________

Вот что написано о нём в «Описании церквей и приходов Минской епархии». «В состав прихода входят пятьдесят семь малых селений, так называемых застенков или хуторов, из коих самый дальний отстоит в 14 верстах. Прихожан числится мужского пола 1086, а женского – 1110 душ. Все они крестьянского сословия, занимаются только земледелием, в религиозно-нравственном отношении как новоприсоединившиеся в большинстве из католичества в православие и при этом в недавнее время, не вполне ещё усвоили себе обязанности налагаемые православною церковью, и поэтому являются иногда неусердными и невнимательными к храму и требованиям святой веры. Церковного дохода в течении года поступает не более 30 рублей».

Неудивительно, что церковь и необходимые причту строения, находилась тут в печальном виде. «…Вообще по наружному состоянию церковь сия совершенно ветха. Усадьба причта расположена при церкви, из строений имеются дом, амбар, сеновал, конюшня, возовня и три скотских сарая. Все сии строения нуждаются в капитальной и неотлагательной ремонтировке…»

Правда, земельный участок при церкви был неплохой. 36 десятин пахотной земли и 12 сенокосной, да еще 2 десятины усадебной земли и столько же леса. Видимо, здесь Феодор Новицкий вновь занялся хозяйствованием на земле. Ему было уже за 50 но сил, вероятно, еще хватало на всё. Впрочем, острой необходимости в деньгах, начиная приблизительно с 1894 года по-видимому уже не ощущалось. Старший сын. Евфимий к этому времени защитил магистерскую диссертацию и стал экстраординарным профессором, дочь Мария была замужем. Иван в 1894 году с отличием окончивший Семинарию, и Николай служили псаломщиками. Учёбу продолжали только Александр и Владимир. Александр к 5 классу Семинарии заметно подтянулся и прочно освоился в I разряде, и потому содержался на полном казенном обеспечении. А Владимир Новицкий в 1894 только поступил в первый класс Минского Духовного училища.

Жизнь текла спокойно вплоть до начала XX века. Затем настало время перемен. В 1902 году Феодор Новицкий уезжает из Волмы.

"Псаломщик Дунайчицкой церкви Слуцкого уезда Стефан Околович и диакон-псаломщик Волмянской церкви Минского уезда Феодор Новицкий перемещены, согласно прошению, один на место другого – 22-го Августа".

Видимо прошение о переводе вызвано главным образом тем, что Феодору Новицкому уже было около 60, и он хотел быть поближе к своему сыну Ивану, к тому времени, вот уже семь лет, с июля 1895 года, служившего настоятелем церкви в селе Блячин (иногда пишут Блячина), что всего в 18 верстах от Дунайчиц.

Дунайчицкий приход никак нельзя отнести к простым и доходным. "Прихожан числится мужского пола 623 и женского 640 душ – все они крестьянского сословия и занимаются исключительно земледелием. Нравственно-религиозное состояние их быта представляет много недостатков к церкви, и совершаемому в ней богослужению особого усердия в них не замечено, от исповеди и Св. Причащения многие уклоняются, не имея при том понятия о приготовлении к сим Таинствам трёхдневным говением, даже к обучению детей они относятся очень холодно, считая грамотность бесполезною и убыточною для хозяйства, наклонность к пьянству в приходе ощутительна. Крестные ходы по полям и селениям у них не в обычае, поминовение усопших совершают немногие..."

Справка «gants-region»

д.Дунайчицы
Клецкий район
церковь Покрова Пресвятой Богородицы


Предыдущий храм был построен в 1707 году на средства владельца имения помещика Еленского. В 1836 году из дерева на правительственные средства (6000 рублей) построена новая церковь, отремонтирована в 1914 году. Была обнесена ограждением и рвом. В 1836 году к храму была приписана церковь Святого Иоанна Предтечи в д.Туча, которая до этого являлась приходской. Памятник архитектуры с чертами ретроспективно-русского стиля. Церковь выполнена продолговатым в плане крестом с колокольней с фронтальной стороны. Над колокольней и посредине гонтовой крыши возвышались куполки. Крыша и обшитые стены были окрашены в красный цвет, делились 10-ю оконными проёмами в один ярус. Имела два входа. При апсиде была ризница.
____________________

Правда, со времени составления "Описания церквей и приходов Минской епархии" прошло уже более 20 лет, но думается, положение с тех пор вряд ли существенно улучшилось. Пожертвований в эту церковь поступало немного, строения причта оказались ветхие. Пахотной церковной земли было 25 десятин, да ещё 12 сенокосной, но расположены участки были черезполосно, в 10 местах

Летом 1903 года Евфимий Феодорович Карский, тогда уже член-корреспондент Академии Наук во время своей знаменитой экспедиции по границам области расселения белорусов, отклонился от маршрута и посетил Дунайчицы. Теперь понятно, почему это село, лежащее в сердцевине белорусских земель попало в его "Отчет о поездке в Белоруссию".

Небольшая, но очень волнующая деталь: Евфимий Феодорович через столетие словно бы послал весточку, заезжал к отцу, всё в порядке. Неизвестно, была ли жива тогда его мать. Вся семейная переписка, к сожалению пропала в Варшаве во время Первой мировой войны, но, возможно, в будущем еще удастся что-нибудь обнаружить в архивах.

4 сентября 1903 года в селе Дунайчицы, совершая поездку для обозрения церквей Игуменского и Слуцкого уездов, побывал Преосвященнейший Михаил, епископ Минский и Туровский. Феодор Новицкий, разумеется, был представлен Его Преосвященству и, видимо, запомнился. Через год в его судьбе произошли любопытные перемены.

1904 год "Состоящему на псаломщицкой вакансии при Дунайчицкой церкви Слуцкого уезда диакону Феодору Новицкому предоставлено священническое место при Дольской церкви Пинского уезда – 15 ноября".

"Определенный на священническое место к Дольской церкви Пинского уезда, состоящий на псаломщицком месте при Дунайчицкой церкви Слуцкого уезда диакон Феодор Новицкий рукоположен в священника – 21 ноября.

Такое повышение под конец службы можно объяснить желанием епархиального начальства отметить по заслугам долголетнее служение Феодора Новицкого и обеспечить ему старость. Дело в том, что 3 июня 1902 года был Высочайше утвержден новый "Устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам епархиального ведомства". Согласно этому уставу (III. § 17 д) диаконам на псаломщицких вакансиях прослужившим более 35 лет, полагалась пенсия всего в 100 рублей в год. А вот священникам городских и сельских церквей – уже 300 (III, § 17 в). Разница существенная. Однако, очевидно и другое, диакон Феодор Новицкий в свои 60. видимо, имел ещё достаточно крепкое здоровье да и службу знал отлично.

Село Дольск по карте Минской губернии находим в её юго-западном углу, недалеко от границы с тогдашней Гродненской губернией, на почтовой дороге, идущей из Пинска в Волынскую губернию. Местность низменная, сырая, множество озер и небольших речек, притоков Припяти. Отсюда до уездного Пинска 53 версты, а до Минска – страшно подумать – 305 верст. Вакансия настоятеля Дольской церкви оставалась в 1904 году свободной с 1 июня – видимо, никто не желал отправляться в такую даль. А вот Феодор Новицкий поехал. После, затерянной в болотах Городни, его, похоже, уже ничто не могло напугать или смутить.

В «Описании церквей и приходов Минской епархии» о Дольском приходе сказано. "Прихожан числится мужского пола 357 и женского 391 душа, все они крестьянского сословия и очень религиозны, общественные молитвословия не в обычае между ними, занимаются земледелием… Дохода в церковь поступает до 100 рублей. Причт, кроме штатного жалованья, пользуется церковною землею. Всей земли считается: усадебной, расположенной при церкви, около десятины, пахотной, разбросанной в 24 кусках 40 десятин, неудобной 4 десятины и сенокосной на 50 возов. Церковного дома для настоятеля нет, а помещается он в бывшем волостном правлении…"

Служба в Дольской церкви у Феодора Новицкого заладилась.

«РАСПОРЯЖЕНИЯ ЕПАРХИАЛЬНОГО НАЧАЛЬСТВА

Награды. Священник Дольской церкви Пинского уезда Феодор Новицкий награждён набедренником – 16-го июня». 

«От Минского Епархиального Училищного Совета. Объявляется благодарность Минского Епархиального Училищного Совета за особо-усердное отношение к церковно-школьному делу. 2. Заведывающим церковными школами. По Пинскому уезду. Священникам церквей… Дольской. Феодору Новицкому».

Таким образом выясняется, что в годы первой русской революции отец Феодор в глубинке преспокойно занимался обучением крестьянских детей. Кроме него в школе был ещё и штатный учитель – Пётр Герман, которому тогда же была также объявлена благодарность.

1907 год «Уволены, согласно прошениям, по болезни в отставку… заштатный священник Дольской церкви Пинского уезда Феодор Новицкий – 1 июня".

Однако и это ещё далеко не всё. Какое-то временное недомогание у отца Феодора возможно, и было, но, как следует из обнаруженных далее фактов, запас сил у него оказался просто поразительный.

После роспуска Государственной Думы II созыва и новых выборов от Минской епархии в столицу поехал благочинный 3-го округа Новогрудского уезда священник Городищенской церкви Стефан Соловьевич. В связи с этим вышло очередное распоряжение епархиального начальства: "…поручено временное заведование Городищенским приходом – заштатному священнику Феодору Новицкому".

В такой первоклассной церкви Феодору Новицкому никогда прежде не доводилось служить. Но он и тут нисколько не стушевался. «Награждены: а) скуфьею – заштатный священник Феодор Новицкий – 30 декабря 1907 г.»

Удалось обнаружить один крайне важный факт. В обстановке нараставшего в обществе интереса к истории к славянским древностям, к церковным реликвиям, в Минске был создан Церковный Историко-Архивный Комитет. В ведении этого Комитета находился музей «Минская старина», а также древнехранилище (другими словами, запасник музея, где содержалось и изучалось всё, что не вошло в основную экспозицию или еще только к ней готовилось) и библиотека (где хранилось много и старопечатных книг. В "Ведомостях" губернских и епархиальных регулярно появлялись обращения с просьбой собирать и присылать старинные книги рукописи, предметы культа. Из отдаленных причтов стали поступать интересные порой очень ценные раритеты. Вскоре музеем заинтересовались ученые, в 1909 – 1910 годах его посетили академики А.А. Шахматов, А.И. Соболевский, а также руководитель фотографического отдела Русского Технического Общества В И Срезневский, который сделал снимки наиболее любопытных находок. В свою очередь и люди науки, культуры, видные общественные деятели пожертвовали для музея кое-что из своих частных коллекций. В "Отчете" Комитета за 1909 – 1910 годы в списке лиц, подаривших старинные книги и рукописи, видим А. Власова, редактора белорусского журнала "Наша Ніва”, академика А.А. Шахматова, того же В.И. Срезневского, всего 48 человек. В этом перечне также зафиксированы поступления от отца Новицкого за № 770 и отца И. Новицкого за № 833. Фамилии эти указаны рядом, одна за другой. Перед первой нет инициалов. И Новицкий – это, несомненно, священник Блячинской церкви Иван Новицкий, брат Евфимия Феодоровича Карского, в Минской Епархии в то время просто не было другого И. Новицкого. Естественно, возникает предположение, что указанный перед ним даритель – это его отец, Феодор Новицкий. Под номерами 770 и 833 если справиться по приложенному списку значатся "печатные издания на славянском языке". Отсюда можно заключить, что в семье Новицких долгое время хранились старопечатные книги. Не по ним ли учился читать маленький Евфимий? Не отсюда пи его хорошее знание церковно-славянского языка? Ведь он настолько уверенно им владел, что уже в 28 лет издал курс грамматики церковнославянского языка для средних учебных заведений, который затем выдержал девятнадцать переизданий! Конечно, желательно было бы установить, какие именно книги поступили от Новицких, сохранились ли они? Поиск в этом направлении будет продолжен.

Как я уже указал в начале этого исследования, первое упоминание о появлении в Лашанской церкви дьячка Феодора Новицкого относится к 1859 году. Было сделано предположение, что именно тогда только что вышедший из монастыря юноша впервые поступил на службу. И это предположение блестяще подтвердилось.

"Указом Святейшего Синода от 20 января 1909 года за № 682 дано знать Преосвященному Михаилу Епископу Минскому и Туровскому, что, согласно ходатайству Его Преосвященства заштатный священник Феодор Новицкий награжден камилавкой за 60-летнюю службу Церкви Божией".

Основываясь на этом Указе, можно смело утверждать, что служить в Лашанской церкви Феодор начал как раз с января 1859 года. И было ему тогда, видимо, не более 16 лет. Скорей всего родился он в конце декабря 1842 года или в начале 1843 года. По старому стилю именины Феодора были 27 декабря и 8 февраля.

Однако и после юбилея служение не прекращается.

1910 год. "Перемены по епархиальной службе. Определены… заштатный священник Феодор Новицкий к Будчанской церкви, Слуцкого уезда – 1 марта".

Справка «gants-region»
nullд.Будча
Ганцевичский район
церковь Свято-Преображенская


Церковь построена в 1896 году в центре деревни на кладбище, на месте старого храма. Памятник народного зодчества. Пять срубов объединены в центричную крестообразную объёмно-пространственную композицию. Основной куполоподобный объём завершён 8-гранным барабаном с высоким шатром. Добавленные к нему прирубы притвора и апсиды накрыты 2-скатными крышами. Три входа в храм оформлены крыльцом с навесами. Вертикализм храма подчёркивает обшивкой стен, декорированных резьбой на фронтонах, фризах, плинтусах высоких оконных проёмов.В молитвенный зал широкими просветами открываются боковые приделы, апсида и притвор.
___________________

Что подвигло священника Новицкого к дальнейшему служению? Да уж, конечно, не деньги! Он с лихвой наработал на максимальную пенсию. Да и старший сын к этому времени уже ректор Варшавского университета. Действительный Статский Советник, в месяц получавший жалованья больше, чем сельский священник за целый год, в случае необходимости разумеется, помог. бы Несомненно. Феодор Новицкий, воспитанный в монастыре, понимал жизнь, как непрерывное стойкое служение до самого последнего вздоха. Можно сказать, жизнь и служение для него слились.

В "Описании церквей и приходов Минской епархии" нет сведений о церкви в селе Будча (иное написание – Бутча). Село Будча расположено в болотистой малонаселенной местности, на правом, южном берегу реки Лань: верстах в 40 ниже по течению от Дунайчиц. На север, за рекой, вплоть до села Морецжа – 12 вёрст непролазных болот, на старой карте лишь пунктиром указаны возможные гати. И до ближайшей деревни Локтыши, в 10 верстах вверх по течению Лани, тоже по прямой, по берегу не добраться, надо ехать в объезд через Большие Круговичи, а это круг более чем в 20 верст.

О жизни Феодора Новицкого в этом глухом углу сведений крайне мало. Упоминания о нём встретятся в "Минских Епархиальных Ведомостях" ещё только три раза. Первое – в 1913 году.

"РАСПОРЯЖЕНИЯ ЕПАРХИАЛЬНОГО НАЧАЛЬСТВА.

Избраны в состав церковно-приходских попечительств. 6) Будчанской – Слуцкого уезда, председателем священник Феодор Новицкий, а членами пять прихожан из крестьян".

Затем началась Мировая война. А отец Феодор всё служит. Ему было уже за 70.

Летом 1915 года на фронте случилась катастрофа – германским войскам удалось в нескольких местах прорвать фронт и продвинуться на центральном направлении из-под Варшавы более чем на 380 вёрст. Захвачены были Вильно, Барановичи, Пинск. Фронт остановился и стабилизировался всего в 30 верстах от Будчи. Интересно, что летом 1915 года в июне-июле Евфимий Феодорович Карский находился неподалеку, он гостил у брата Ивана, в селе Блячин. Это удалось установить по трём открыткам адресованным в Блячин из Варшавы, от наборщика "Русского Филологического Вестника" Людовика Станиславовича Нартовского.

Вероятно, тем летом Е.Ф. Карский в последний раз виделся с отцом.

Итак, фронт грохотал в 30 верстах от Будчи, а отец Феодор продолжал служить. В 1916 году истек трёхлетний срок, на который избиралось церковно-приходское попечительство. Оно было переизбрано.

"ЕПАРХИАЛЬНЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ.

Избраны в состав церковно-приходских попечительств Слуцкого уезда при Будчанской церкви… председателем священник Феодор Новицкий и членами четыре человека местных крестьян".

Скромный сельский священник, которому уже порядком за 70, продолжает служить в своей церкви в непосредственной близости от фронта, а старшего сына его, Евфимия, тем временем избирают в академики. Но нет, видимо, у отца Феодора даже и мысли оставить свой приход, перебраться в более безопасное место. Там, куда направила его судьба, он готов служить до конца.

В Будче Федора Новицкого и застает 1917 год. После Февральской революции в стране началась сумятица. Ряд номеров "Минских Епархиальных Ведомостей» с №5 по №8 включительно в Российской Национальной Библиотеке отсутствует. А в последнем сохранившемся сдвоенном выпуске опять встречается упоминание о Феодоре Новицком, кстати, и о его сыне, священнике Иване Новицком. Отец и сын Новицкие, вместе с ещё четырнадцатью священниками, одним протоиереем, двумя диаконами и тринадцатью псаломщиками из церквей, расположенных поблизости от фронта, в основном в полосе вдоль реки Лань, попали в "Ведомость об удержании из жалованья духовенства за апрель сего года". Формулировка какая-то неясная. Приведу интересующий нас фрагмент (для краткости исключив причты других церквей): "…3) в распоряжение Консистории на пополнение разного рода взысканий с священников церквей:.. Блячинской Слуцкого уезда Новицкого, Будчанской Новицкого… по 28 р. 68 к. с каждого и псаломщиков церквей… Слуцкого уезда Блячинской Янковского, Будчанской Громыко… по 9 р. 2 к. с каждого…”

Возможно, в марте или апреле 1917 года прошёл какой-то съезд священно- и церковнослужителей прифронтовых церквей Слуцкого уезда, на котором были приняты решения, идущие в разрез с установками Минской консистории. Видимо, возник конфликт. Сейчас говорить с полной определенностью, в чём заключалась суть спора, невозможно из-за утраты нескольких номеров "Минских Епархиальных Ведомостей”. Характерно, что священники и псаломщики выступали сплоченно, заодно. В мае 1917 года в Минске состоялся чрезвычайный епархиальный съезд. О нём есть небольшая статья всё в том же сдвоенном (№№9-10) последнем из имеющихся в РНБ выпусков епархиальной газеты. Никакие фамилии не называются. Говорится только "Много было взаимного непонимания, много было взаимных упрёков, многие вопросы были разрешены торопливо и недостаточно вдумчиво. Но мы более двухсот лет не собирались вместе для решения церковных дел. Что ж удивительного, если мы не умеем работать вместе, если мы друг друга не понимаем, друг другу не доверяем? Это не удивительно, но удивительно и трогательно то, что на этом же съезде бывали моменты, когда все члены съезда проникались и охватывались одним общим чувством, когда все сердца сливались в одном общем высоком и прекрасном настроении, в одном общем святом и чистом порыве любви к церкви, к добру и правде".

Священнику Феодору Новицкому было тогда около 75 лет. Принимал ли он участие в чрезвычайном епархиальном съезде, предстоит ещё выяснить. Более вероятно, что от Слуцкого уезда, от приходов, расположенных в прифронтовой полосе был, среди прочих, делегирован на съезд его сын Иван. Он и раньше принимал участие в различных епархиальных собраниях.

Из другой заметки, "Объединение духовенства Минской Епархии", узнаём, "...в целях более плодотворного развития пастырской деятельности и охраны чести и достоинства пастырского сана группа священников из числа бывших на епархиальном съезде постановила образовать в Минской Епархии "Союз священнослужителей". Организовавшееся на съезде бюро выработало краткий устав сего союза и приглашает всех священников войти в состав его. Устав этот подписан 29 священниками…"

Пока не установлено, вошёл ли Феодор Новицкий в этот "Союз", но поиск продолжается, и возможно на эту историю со временем удастся пролить свет.

Как бы то ни было, весной 1917 года священник Феодор Новицкий был еще жив. Когда он скончался – неизвестно. Похоронил его, видимо, сын Иван. В дневнике Евфимия Феодоровича Карского, обнаруженном мной в Петербургском филиале Архива РАН есть несколько строк о встрече с братом Иваном осенью 1919 года в Минске, в тяжёлое время оккупации города поляками, когда академик с семьей оказался фактически без средств к существованию.

"В Минск приезжал брат Иван, который, узнав о моем бедственном положении, предложил заимообразно 3000 рублей царскими, чем я и воспользовался...''

Справка «gants-region»
nullЕвфимий Феодорович Ка́рский (20 декабря 1860 (1 января 1861), с. Лаша, Гродненский уезд Гродненской губернии — 29 апреля 1931, Ленинград) — российский филолог, профессор, академик Петербургской (1916) и Российской (1917) академии наук, действительный член АН СССР (1925). Труды по белорусскому языку, литературе и культуре, истории белорусского народа, древнерусской палеографии и памятниками древнерусской письменности. Преподавал в Варшавском (с 1894) и Петроградском (с 1917) университетах; главный редактор «Русского филологического вестника» (1905—1917) и «Известий отделения русского языка и словесности Академии наук» (с 1920). Один из наиболее авторитетных дореволюционных специалистов по белорусской филологии, истории и диалектологии белорусского языка. Основной труд — трёхтомный очерк «Белорусы» (первый выпуск в 1903 г., впоследствии дополнялся и переиздавался). Карским издан также ряд памятников древнерусской и старославянской письменности.

Основные работы
• Обзор звуков и форм белорусской речи. – Москва, 1886. – Известия Историко-филологического Института в Нежине, том X.
• Грамматика древнего церковнославянского языка сравнительно с русским (курс средних учебных заведений). – Вильна, 1888 – 1900, Варшава, 1901 – 1916, Сергиев Посад, 1917.
• К истории звуков и форм белорусской речи. – Варшава, 1893. – Магистерская диссертация.
• К вопросу о разработке старого западнорусского наречия. – Вильна, 1893.
• Что такое древнее западнорусское наречие?. – Труды Девятого археологического съезда в Вильне, 1893.
• О языке так называемых литовских летописей. – Варшава, 1894.
• Особенности письма и языка Мстиславова Евангелия. – Русск. Филолог. Вестн., 1895.
• Образцы славянского кирилловского письма с Х по XVIII век. – Варшава, 1901.
• Очерк славянской кирилловской палеографии. – Варшава, 1901.
• Русская диалектология. Л., 1924.
• Славянская кирилловская палеография. [S.l.], 1928.
• Труд переиздавался: Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Moscow, 1979.
• Наблюдения в области синтаксиса Лаврентьевского списка летописи. Л., 1929.
• Труды по белорусскому и другим славянским языкам, М., 1962.

Белорусы
• Белорусы. Т. I. Введение в изучение языка и народной словесности. – Варшава, 1903.
• Труд переидавался: Белорусcы. Т. I. Введение в изучение языка и народной словесности. – Вильна, 1904.
• Белорусы. Т. II. Язык белорусского племени. В. 1. – [S.l.], 1908.
• Белорусы. Т. II. Язык белорусского племени. 2. Исторический очерк словообразования и словоизменения в белорусском наречии. – [S.l.], 1911.
• Белорусы. Т. II. Язык белорусского племени. 3. Очерки синтаксиса белорусского наречия. Дополнения и поправки. – [S.l.], 1912.
• Белорусы. Т. III. Очерки словесности белорусского племени. 1. Народная поэзия. – Москва, 1916.
• Белорусы. Т. III. Очерки словесности белорусского племени. 2. Старая западнорусская литература. – Петроград, 1921.
• Белорусы. Т. III. Очерки словесности белорусского племени. 3. Художественная литература на народном наречии. – [S.l.], 1922.
• Полностью переиздано: Белорусы: Т. 1 – 3. – Москва, 1955 – 1956.
____________________

Сумма по тем временам, особенно для сельского священника, огромная. Видимо, тут были все деньги, скопленные самим Иваном, а также наследство от отца. О Феодоре Новицком в дневнике нет ни слова, поэтому и можно сделать заключение, что к этому времени отец Евфимия Феодоровича уже умер.

Справка «gants-region»

В 2008 году на старом закрытом церковном кладбище в деревне Будча была найдена могила отца Евфимия Феодоровича Карского Феодора Новицкого.
Катэгорыя: Іншае | Дабавіў: admin (12.02.2009) | Аўтар: А.А. Карский
Праглядаў: 5115 | Тэгі: Феодор Новицкий, Евфимий Феодорович Карский | Рэйтынг: 3.2/4
Меню
Відэаканал GantsRegion
Уваход

Пошук
Катэгорыі раздзелу
Віталь Герасіменя [50]
Наталія Кулеш [21]
Анатоль Трафімчык [89]
Павел Дайлід [7]
Віктар Гардзей [12]
Ганна Дулеба [4]
Святлана Локтыш [4]
Галіна Снітко [8]
Аляксандр Кандраценя [1]
Дзяніс Лісейчыкаў [1]
Таццяна Дзенісеня [1]
Марыя Шчаўкун [3]
Аляксей Галаскок [1]
Марыя Пашкевіч [1]
Канстанцін Мохар [5]
Алег Гаруновіч [2]
Андрэй Блінец [4]
Міхась Яніцкі [4]
Вольга Фёдарава [2]
Анатоль Сідарэвіч [3]
Ірына Рудкоўская [2]
Іншае [80]
Хто тут?
Анлайн усяго: 2
Гасцей: 2
Карыстальнікаў: 0

Статыстыка і партнёры
Яндекс цитирования Museum.by
Тэгi

Шаноўныя сябры!

Калі вы маеце нейкую інфармацыю пра гісторыю, культуру, этнаграфію Ганцаўшчыны і хацелі б яе змясціць у сеціве,
вы можаце звязацца з намі напісаўшы ў форму зваротнай сувязі.