Свою очередную поездку в рамках проекта «Путешествуем вместе» мы совершим по направлению к городу Пинску, по дороге к которому находятся несколько интересных объектов культового зодчества, имеющих зачастую куда более чем столетнюю историю.
Построен храм был в 1758 году из дерева как униатский на деньги князя Друцкого-Любецкого. Церковь представляет собой памятник народного деревянного зодчества. Первоначально она состояла из продолговатого прямоугольного сруба и пятигранной апсиды, которые были объединены общей гонтовой вальмовой крышей, в центре которой возвышался, как и сейчас, двухъярусный восьмигранный световой барабан с маковкой.
В 19 столетии к фронтальному фасаду церкви была достроена трёхъярусная четвериковая шатровая колокольня с маковкой. Вертикально оббитые фасады разделены высоко поднятыми прямоугольными оконными проёмами в наличниках и брусами-стяжками в простенках.
В более высокое пространство молитвенного зала выступают хоры. Алтарная перегородка отделяет апсиду и боковые ризницы.
Дальше мы отправимся в городской посёлок Логишин, который как местечко впервые упоминается в летописных документах за 1552 год. Логишин был собственностью князей Радзивиллов. В конце 18 столетия в знак благодарности за постройку канала, который собою соединил реки Щара (бассейн Балтийского моря) и Ясельду (бассейн Чёрного моря), местечко в дар получил гетман Михаил Казимир Огинский.
На гербе Логишина, который вместе с правом на городское самоуправление, был получен от короля Владислава IV в 1643 году, красуется мифический зверь – волк на лосиных ногах с лисьим хвостом в придачу.
В центре городского посёлка Логишин на бывшей торговой площади, как и во многих древних белорусских местечках, соседствуют церковь и костёл.
Спасо-Преображенская церковь построена в 1892 году на месте предыдущего униатского деревянного храма, возведение которого датируется 1795 годом. В связи с этим имелись большие трудности с переводом местного униатского населения под руководством Корсака в православие.
Недалеко от церкви построена четырёхгранная шатровая часовня в имя святого доброверного князя Александра Невского.
Спасо-Преображенская церковь представляет собой памятник ретроспективно-русского стиля. Имеет каноническую четырёхчастную объёмно-пространственную композицию, которая состоит из колокольни, трапезной, молитвенного зала и апсиды.
Вертикальной доминантой является возведённая над притвором двухъярусная (восьмерик на четверику) шатровая колокольня с маковкой в завершении. Луковичное пятикуполье венчает и четырёхскатную крышу основного кубоподобного объёма.
Главный и боковые входы выполнены мощными порталами и опоясаны трёхлопастевыми арочными нишами. Этот декоративный мотив использован и в обрамлении одинарных и строенных арочных оконных проёмов.
Фасады раскрепованы профилированными карнизами и двухгранными изломами на боковых стенах, рустованными обрамлениями окон, тягами, филёнками. Помещения церкви широкими просветами открыты в центральный кубовидный зал.
Костёл святых Петра и Павла построен в 1907-10 годах из кирпича усилиями пинского ксендза Войтки и обывателя Корсака, освещён могилёвским архибискупом Клучинским в 1913 году.
Первый каменный храм был построен тут в 1634 году на деньги князя Станислава Альбрехта Радзивилла. В костёле находилась чудотворная икона Матери Божьей, которую настолько почитали, что даже сеймы Речи Посполитой опекали её и для «умножения хвалы Богу» неоднократно выдавали привилегии костёлу. Например, в 1667 году был отменён налог на костёльную собственность. В 1678 — 1773 годах действовала иезуитская миссия. В 1863 году насчитывалось 3256 прихожан. В 1865 году костёл был забран под православную церковь, а прихожане были приписаны к Пинску.
Современный костёл в Логишине представляет собой памятник архитектуры неоготического стиля. К прямоугольному основному объёму под двухскатной крышей по продольной оси присоединены пятигранная апсида с пресбитерием и четырёхъярусная шатровая колокольня, со стороны апсиды размещены несколько подсобных помещений. Все объёмы имеют крутые высокие крыши.
Стены расчленены стрельчатыми окнами-бифориумами и двухступенчатыми контфорсами в простенках. Асимметрия в общую композицию вносят пристройки к апсиде сакристии и гранёной башне к колокольне.
Вход выполнен перспективным стрельчатым порталом и выделен остроконечным вимпергом, над которым окно-бифориум, через которое освещается органная галерея. Торцы двухскатной крыши закрыты зубчатыми щипцами.
Декоративно-художественным акцентом интерьера костёла является деревянный алтарь, антаблемент которого фланкируют изображения коленопреклонённых позолоченных ангелов. В алтаре находится икона Матери Божьей Логишинской (Королевы Полесья). Усилиями архибискупа Казимира Свёнтака икона была обновлена, а 1 января 1997 года вновь торжественно передана костёлу и коронована 10 мая того же года.
Сотни паломников едут и идут сюда – в Санктуарий Матери Божьей Логишинской (Королевы Полесья), что бы поклониться и попросить заступничества у этой чудотворной иконы, по легенде попавшей сюда во время Северной войны вместе со шведским обозом.
Здание церкви трёхсрубное, к основному квадратному в плане объёму примыкают более низкие пятигранный алтарный сруб и вытянутый в прямоугольном плане притвор. Все объёмы имеют самостоятельные композиционные завершения.
Основной сруб накрыт пологим четырёхскатным шатром с восьмигранным световым барабаном и куполом в центре. Над притвором при главном входе возвышается двухъярусная колокольня (четверик на четверике), завершённая шатром-колпаком с гранёной маковкой.
Стены горизонтально оббиты. Углы оформлены узкими лопатками, прямоугольные окна — наличниками. Три входа подчёркнуты одинаковыми крылечками в виде двухколонных портиков с двухскатными крышами.
Во внутреннем интерьере церкви четыре круглые колонки поддерживают пирамидальное перекрытие основного объёма. В остальных помещениях — плоский подшивной потолок.
Чытаць таксама: |